А.В. Кудашкин. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.В. Кудашкин. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование


А.В. Кудашкин. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование, Научные труды, Монографии

Штейн выявил существенные признаки военной службы как специфической деятельности:
она осуществляется в специфической организации, учреждаемой государством, являющейся военной, именуемой войском (вооруженной силой, армией);
государство определяет порядок и условия поступления в военную организацию, пребывания и выхода из нее;
военная организация предназначена для участия в военных действиях (войне или ином вооруженном противостоянии) военными методами;
государство определяет внутреннее устройство военной организации, порядок управления ею, назначает ее руководителей и устанавливает отличия входящих в нее лиц от остального населения страны.
Таким образом, справедливо отмечал Б.М.Лазарев,
·На службе у государства находятся также солдаты, офицеры и генералы армии и других вооруженных формирований
·, т.е. военная служба является службой государственной.
Однако не всякая деятельность с оружием в руках является военной службой. В противном случае участие лиц, например, в составе незаконных вооруженных формирований также могло быть отнесено к указанной специфической деятельности. Данная деятельность должна быть в нормативно определенном порядке уполномочена государственной властью.
С другой стороны, не всякая уполномоченная государством деятельность с оружием в руках является военной службой. Так, в Российской Федерации для исполнения служебных обязанностей имеют право на ношение оружия и в законодательно определенных случаях на его применение сотрудники органов внутренних дел, налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и ряда других организаций.
Так, например, сотрудники внутренних дел имеют право на постоянное ношение и хранение табельного оружия, которое имеют право применять для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья, для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием, для освобождения заложников и в других случаях, определенных ст.15 Закона РФ
·О милиции
·. Сотрудники налоговой полиции имеют право хранить, носить и применять табельное оружие в порядке, предусмотренном Законом РФ
·О милиции
·.
Ключевым в определении понятия военной службы является ее целевое назначение, т.е. для чего она предназначена, а также применение специальных (боевых) средств и методов.
Деятельность с оружием в руках становится государственной не сразу. В какой момент указанная специфическая деятельность становится государственной, определяется конкретным историческим развитием каждого государства. Проследим этот процесс на примерах из истории нашего Отечества и Западной Европы, поскольку определение военной службы как вида государственной службы (или государственной службы особого вида)  в отечественной юридической науке сложилось не сразу.
Поначалу для отражения военной опасности собирался весь народ. Так в нашем государстве образовывалась рать. Однако необходимость продолжительного по времени сбора людей в рать привела к необходимости, с одной стороны, ускорения сбора ратников, а с другой
· к более продолжительному задержанию наступающего неприятеля для выигрыша времени. Таким образом, возникли пограничные засеки в России (укрепленные замки в Европе). Впоследствии в России перешли к учреждению сторожевых ратей в заставе близ границы (к найму постоянных надворных дружин в Западной Европе).

18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38


Группа: Монографии
Категория: Научные труды