О.А. Овчаров. Субъекты правовой работы в России и ее Вооруженных Силах (историко-правовое исследование) — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


О.А. Овчаров. Субъекты правовой работы в России и ее Вооруженных Силах (историко-правовое исследование)




Однако следует сразу отметить, что применение Стандарта и реальная польза от этого правового средства военной организации возможна лишь при глубоком понимании руководством сущности военного дела и высокого правосознания личного состава этой военной организации, с чем, как показывает практика и неуклонный рост преступности в войсках, в настоящее время серьезные трудности. Стандарт
· это своего рода приглашение к построению и совершенствованию правовой формы управления организаций, к творческому поиску идеальной, наиболее приемлемой и эффективной для данной конкретной организации организационно-правового механизма реализации ее целей и задач. Однако идти к этому построению можно лишь путем повышения правосознания личного состава, иначе правовая форма, какая бы красивая и совершенная она не была, останется мертва.
При продумывании и разработке организационно-правового механизма в военной организации необходимо, прежде всего, четко определить и закрепить цели деятельности этой военной организации, ее функциональное предназначение, т.е. то, для чего вообще эта организация была создана и существует. Установление целей и задач военной организации позволяет понять и определить те главные и второстепенные (вспомогательные) виды ее деятельности, которые позволят обеспечить их реализацию. Эти виды деятельности тщательно продумываются, устанавливается порядок их осуществления, этапы и их последовательность, ресурсы, необходимые для реализации каждого этапа, временные рамки и место реализации, качественные и количественные характеристики результата выполнения как каждого этапа, так и всего процесса (вида деятельности) в целом, лица, участвующие в реализации на том или ином этапе и лицо непосредственно ответственное за тот или иной этап и за весь процесс в целом. Весь этот организационный механизм достижения целей военной организации требует для его упорядочивания и неуклонного претворения в жизнь войск должного правового оформления и закрепления соответствующим руководителем военной организации, который и обеспечивает его эффективное функционирование, отвечает за степень достижения целей военной организации.
Вместе с тем, такой организационно-правовой механизм не должен сковывать инициативу и энергию командиров, быть гибким и быстро подвижным сообразно меняющимся в боевой обстановке целям и задачам военной организации. На практике же достигнуть таких важных качеств правовой работы командиров крайне сложно.
Как метко замечает К.Победоносцев, обычай, сила живая, свободная и способная к самостоятельному развитию, заменяется буквою писанного закона
· силы, в сущности, бездушной, отрицательной, карательной и стесняющей частную деятельность. И эта буква законов, горою накопляющихся над народом, становится во имя свободы орудием той или иной партии, в интересе того или другого излюбленного начала политики. Когда нужно буква эта карает и подавляет; когда не нужно, масса законов с торжеством проведенных, оставляется без действия, и по среди всяких беззаконий провозглашается имя закона как верховной силы, управляющей жизнью и водворяющей будто бы правду! Притом, посреди непрерывной законодательной работы трудно бывает сохранить единство и цельность в массе отдельных постановлений, приобретающих значение закона. Отсюда
· масса законов, возникающих по отдельным побуждениям, не согласованных между собою и не примыкающих органически к общей системе законодательства и ко всему строю управления. Так образуется сеть законных правил, подлежащих обязательному исполнению, которое во многих случаях оказывается или невозможным, или соединенным с нарушением других правил, тоже имеющих силу закона. И закон мало-помалу теряет значение нормы, руководствующей и направляющей действие воли и распоряжение властей, поставленных для удовлетворения существенных нужд и потребностей населения, для управы, необходимой для охранения прав всех и каждого. На всяком шагу тот, кто призван действовать и распорядиться, должен боязливо осматриваться во все стороны, как бы не нарушить то или другое правило, ту или другую формальность, предписанную в том или другом законе. Вследствие того с умножением законов ослабляется нередко необходимая для управления энергия властей, смущается сознание долга, когда трудно определить пределы его в отдельных случаях, и закон, долженствующий способствовать правильному отправлению должностей, полагает ему на каждом шагу стеснение и препятствие.

73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93


Группа: Монографии
Категория: Научные труды