О.А. Овчаров. Субъекты правовой работы в России и ее Вооруженных Силах (историко-правовое исследование) — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


О.А. Овчаров. Субъекты правовой работы в России и ее Вооруженных Силах (историко-правовое исследование)




В Евангелии от Иоанна Иисус Христос прямо говорит: «
·всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин 3; 20-21).
Таким образом, христианство обнажило проходящий через все века и народы, потаенный в самой природе человека, накал борьбы Добра со злом, Света с тьмой, Правды с ложью, подняло понятия и представления людей о правде на небывалую высоту, создав образы и идеалы, на которые человечество равнялось на протяжении многих веков своего существования и государственного строительства. Не является исключением из этого правила и русское государство, в истории которого наиболее трагически просматривается борьба за правду даже до сего дня. История России была такова, что в первый период своей жизни (1055-1462) она имела в среднем один год войны на один год мира (данные С.М.Соловьева), а во второй период своей жизни (вплоть до двадцатого века) она имела в среднем два года войны на один год мира (данные ген. Н.Н.Сухотина). В связи с чем И.А.Ильин обоснованно замечает: «Нам не дано предвидеть будущего, но мы не имеем никаких оснований считать, что русские границы замирены, что государственное достояние России закреплено в международном отношении и что нам не грозят новые оборонительные войны. По-видимому, дело обстоит как раз обратно
·». Особенно остро эта борьба за правду заметна в правовой работе, в законодательстве и правопорядке государства Российского, которые теснейшим образом связаны с христианством.
Научные исследования древних славян показывают, что и на Руси с давних времен слово «правда» имело прочную религиозную основу. Степанов В.П. отмечает, что в древности окончание «да» значило то же, что и сейчас
· множественность, утверждение да, это коло-да, это прав-да, это крив-да. Как утверждает академик Б.Рыбаков, славянская вселенная делилась на три части: Верхний мир Правь (мир светлых божеств), второй Явь (мир земных божеств и людей) и третий
· Навь (мир подземных идолов и мертвецов). Следовательно, и в древней Руси, даже в дохристианский период, правда ассоциировалась с утверждением и умножением в земной жизни высшего начала, законов и порядка Верхнего мира, Светлых сил. Особенно сильно эта устремленность в высь, к свету, правде и истине проявилась после крещения Руси, придав ей неповторимую мощь и величие, проникнув в систему законодательства и наложив на него свой неповторимый отпечаток, дошедший и до наших дней под термином «право».
Как справедливо указывает Л.А.Тихомиров, правда
· это ни более, ни менее, как то, что действительно есть, как основная реальность, в противоположность всякой ошибке, иллюзии или гипотезе. Правда
· это главная основная сила, не та, которая случайно, временно получила почему-то преобладание, а та, по существу сильнее всех, высшая, основная реальность, хотя бы временно и случайно нами затерянная. Вот что такое есть правда. Она выражает коренную реальность человеческой жизни. Эту-то правду человек ищет как для своей личной жизни, так и для социальной. Это есть, в сущности, искание наиболее устойчивого существования. Наиболее устойчивым существованием является, конечно, такое, которое связано с самим источником жизни, с высшей силой жизни. Только по отношению к этой высшей реальности, этой правде, познаем мы и справедливость, ибо справедливо то, что сообразно с правдой. Только отсюда мы получаем уважение к праву, которое есть формула справедливости. Таким образом, все наши правовые понятия логически истекают из того, как понимаем мы правду, в чем видим высшую реальность, которой готовы подчиниться, ибо сознаем потребность подчиниться лишь самому высшему.

30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50


Группа: Монографии
Категория: Научные труды