О.А. Овчаров. Субъекты правовой работы в России и ее Вооруженных Силах (историко-правовое исследование) — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


О.А. Овчаров. Субъекты правовой работы в России и ее Вооруженных Силах (историко-правовое исследование)





2.3. Здоровое правосознание субъектов правовой работы 
· главное условие успешной правовой работы в деле вооруженной защиты Отечества
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и
дух правый обнови внутри меня (Пс. 50; 12).

Буквальное рассмотрение терминов «православие», «право» и «правовая работа» показывает, что основу их составляет корень «прав». Единство корня в указанных терминах не нелепая случайность, а закономерность, выстраданная веками, выношенная человечеством своим горьким опытом в борьбе за правду, правое дело, истину, торжество справедливости. Служение правде, устремленность к ней вот, что объединяет и взаимно дополняет эти фундаментальные социальные явления на протяжении многих веков. Вся история человечества при внимательном ее изучении являет яркое тому подтверждение в той или иной форме, особенно ярко это видно при исследовании правовых источников, раскрывающих глубинную связь религии и права.
Так, в частности, кодекс царя Аммураби (Хаммурапи) показывает, какими именно законами управлялись народы исторического востока за 2300 лет до Р.Х. В его эпилоге указывается прямо: «Я, Аммураби, царь правды, которому Бог Шамаш предоставил право и закон
· Если последующий правитель примет во внимание мои слова, которые я написал в моей надписи, если он не уничтожит моего закона
·да царствует он в правде над своими подданными
· Если у такого правителя есть мудрость и он хочет держать свою страну в порядке, то да вникнет он в слова, которые я написал; правила и установления закона страны, которые я дал, решения, которые я постановил, покажет ему эта надпись; пусть его подданные не препятствуют править ему сообразно с этим законом, изрекать правду, делать правые постановлении, изгонять смутьянов и преступников из этой земли и обеспечивать благодеяния своим подданным».о стремление к правде, к истине и ее утверждении в жизни народов обнаруживается с ранних времен в древнейших источниках права. А в заключении этого кодекса указывается: «Вот законы, которые устанавливает Аммураби, мудрый царь, чтобы научить страну правому закону и благочестивым постановлениям
· По повелению Шамаша, великого правителя неба и земли, правда должна водвориться в стране
·».
Анализ приведенных фрагментов дает наглядное представление о глубоком понимании сущности и предназначения правды, правых законов и постановлений, сообразно с которыми должен действовать правитель при установлении порядка в стране и обеспечении благодеяния своим гражданам, т.е. водворении в стране правды. Обращает на себя внимание еще одно важное обстоятельство, состоящее в том, что эта правда, закрепленная Аммураби в законах, имеет божественное происхождение и именно правитель неба и земли повелевает водворить в стране правду.
Похожая ситуация обнаруживается и при исследовании другого более позднего и более фундаментального источника права
· Ветхого Завета. По утверждению А.П.Лапухина (1852-1904) Закон Моисея, увековеченный, хотя и в измененном виде, христианством, был едва ли не самым влиятельным законодательством в мире. «В еврейском обществе закон был продуктом религии. Ему усвоялось божественное происхождение, признанное за ним и христианством. Нет никаких указаний на то, чтобы иудейское племя отличалось врожденным чувством справедливости или непреодолимым стремлением к правде, которые сами по себе без религии повели бы народ к созданию и развитию национального права и которые бы даже предупредили религию. Вся история и литература евреев показывают, напротив, что именно религия отлила народ еврейский в данную форму и повела в последствии к широкой, хотя и несовершенной, разработке искусства добра и правды (ars boni et aequi), или юриспруденции».

28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48


Группа: Монографии
Категория: Научные труды