Е.А. Моргуленко. Неуставные взаимоотношения военнослужащих: теория и практика антикриминального воздействия — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


Е.А. Моргуленко. Неуставные взаимоотношения военнослужащих: теория и практика антикриминального воздействия




5. Убеждения, нейтрализующие чувство страха перед уголовным наказанием («В колонии можно получить больше опыта, чем в армии»; «Пребывание в колонии полезнее, чем армейская служба»).
6. Безразличное отношение субъекта к социальной оценке своих поступков, вызванное его эгоистическими устремлениями.
К числу криминогенных убеждений военнослужащего-правонарушителя, приобретенных им в процессе военной службы, целесообразно отнести:
1. Конформистские убеждения, порожденные неформальной системой взаимоотношений военнослужащих и являющиеся основой механизма психологической защиты субъекта («Я
· как все»; «Если я не буду участвовать в том, в чем участвуют все, меня самого будут бить»).
2. «Компенсаторные» убеждения, предоставляющие возможности для самооправдания («Нас били, и мы бьем»; «Нас гоняли сильнее, чем мы»).
3. Ложно истолкованные интересы воинского коллектива («Если "духов" не гонять, порядка в подразделении не будет»; «Армия держится на "дедовщине"»).
4. Убеждения в безнаказанности за проступки во время службы в армии, основанные на высоком уровне латентности воинских правонарушений и отсутствии у командира реальных рычагов дисциплинирующего воздействия на правонарушителя («Командиру невыгодно привлекать меня к уголовной ответственности», «В случае чего коллектив будет на моей стороне», «Другие совершали, и им за это ничего не было»).
5. Убеждения, основанные на внутренней природе неформальной системы воинских отношений и «круговой поруке» («"Дедовщина"
· естественная и единственно возможная форма существования человека в армии»; «Кто идет против "дедовщины", тот идет против армейского коллектива»; «"Дедовщина"
· способ выживания в армии, когда первый год ты служишь, а второй
· готовишься к "дембелю" и отдыхаешь»).
Убеждения обычно формируют привычки, привычный образ жизни. Привычное поведение не напрасно называют «второй натурой», поскольку оно становится внутренней потребностью человека. По справедливому утверждению В.В. Лунеева, привычка, выступающая в роли мотива воинского преступления, всегда осознанна, но ей присуща известная доля автоматизма. Мотивированное привычкой конкретное поведение в той или иной ситуации становится почти закономерным. Привычное поведение «освобождает» человека от глубоких размышлений. Дурные привычки особенно вредны тем, что человек без «лишних» размышлений совершает тот или иной поступок, который стал привычным, не оценивая все «за» и «против».
Привычки, стереотипы поведения можно считать проекциями убеждений на неосознанном уровне: вначале человек сознательно выбирает ту или иную линию поведения, а затем эта линия становится привычной. Особенно ярко этот процесс проявляется при прохождении военной службы по призыву. По нашему мнению, до 80 % (по данным Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, это около 60 %) военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, фактически одобряют неформальную систему, при которой они вначале службы (первый год) несут тяготы службы за себя и военнослужащих более ранних сроков призыва, а потом (второй год службы) практически отдыхают. Естественно, что, будучи включенным в процесс функционирования неформальной системы и являясь ее элементом, военнослужащий автоматически приобретает установки и убеждения этой системы. Тем более что они вполне отвечают его потребностям. Единственное, что при этом отрицается молодыми воинами,
· это «излишнее» насилие, применяемое к ним со стороны «старослужащих». Однако даже это неизбежное зло «дедовщины» они согласны терпеть «в разумных пределах», чтобы впоследствии самим оказаться в роли «почитаемого и уважаемого» «старослужащего». К тому же многие из молодых воинов полагают, что иного выхода у них просто нет. В результате у них формируется привычка подчиняться правилам воинской неформальной системы: вначале подчиняться «старослужащим», а затем самим подчинять себе молодых воинов.

66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86


Группа: Монографии
Категория: Научные труды