Е.А. Моргуленко. Неуставные взаимоотношения военнослужащих: теория и практика антикриминального воздействия — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


Е.А. Моргуленко. Неуставные взаимоотношения военнослужащих: теория и практика антикриминального воздействия




Вышеизложенное позволяет с уверенностью утверждать, что для проведения оперативно-розыскной деятельности в войсках необходим специальный орган, главной целью которого стало бы выявление и пресечение правонарушений военнослужащих (в том числе неуставных взаимоотношений),
· военная полиция. Следует при этом отметить, что проект федерального закона «О военной полиции» был разработан Комитетом Государственной Думы по обороне еще в 1997 г. Однако неоднократные попытки принять указанный закон не увенчались успехом по причинам, лежащим за пределами нашего исследования. Настоятельная же необходимость скорейшего принятия такого закона очевидна и бесспорна.
4. Низкая эффективность работы военной прокуратуры по предупреждению рассматриваемых преступлений и оказанию превентивного воздействия на существование неуставных отношений путем эффективной следственной практики, безусловно, является значительным фактором устойчивости рассматриваемого военно-криминального феномена. Проявляются недостатки данной деятельности военной прокуратуры в нескольких аспектах.
Во-первых, практика свидетельствует о том, что при тесном взаимодействии органов военной прокуратуры и командования поднадзорных воинских частей можно выявлять на порядок больше преступлений рассматриваемой категории, чем выявляется в настоящее время. Однако большое количество выявленных преступлений не выгодно не только командирам воинских частей (так как портит показатели воинской дисциплины), но и военным прокурорам. Причем объяснение этому парадоксу достаточно прозаическое: увеличение показателей результативности следственной деятельности (количество оконченных уголовных дел) за предыдущий отчетный период вынуждает работников военной прокуратуры сохранять или увеличивать эти показатели в новом отчетном периоде. В противном случае (если показатели падают) их профессиональная деятельность оценивается вышестоящими инстанциями как недостаточно результативная. Очевидно, что в подобных условиях оценки работы военных следователей и прокуроров им необходимо постоянно повышать рассматриваемый показатель, что невозможно по определению (рано или поздно эти показатели все равно будут снижаться). Следовательно, из такой ситуации единственно возможный выход
· это занижение исходных показателей, «сдерживание» количества уголовных дел на определенном уровне, т. е. способствование их латентизации путем регистрации и расследования только очевидных преступлений (заявленных командованием воинских частей, повлекших тяжкие последствия, получивших широкую общественную огласку и др.). Это, в свою очередь, порождает безнаказанность преступников и укрепление в воинской среде стереотипа о беспрекословном подчинении «старослужащим», так как даже военная прокуратура бессильна навести порядок.
Во-вторых, оставляет желать лучшего методика расследования преступлений, совершенных на почве неуставных отношений. В частности, отсутствие реальной и действенной системы защиты свидетелей и потерпевших приводит к нежеланию военнослужащих по призыву давать показания, изобличающие их сослуживцев. Доходит до парадоксов, когда в одной части, а иногда и в одной роте, служат и обвиняемый, и потерпевший со свидетелями. Причиной является то обстоятельство, что основной мерой пресечения, используемой следователями военной прокуратуры по рассматриваемой категории дел, является надзор командования. Попытка некоторых следователей защитить потерпевших от посткриминального воздействия в большинстве случаев обречена на провал из-за отсутствия правового механизма решения данной проблемы. Более того, данную задачу должен решать не следователь, а специальный орган, которого в настоящее время не существует. В результате получить необходимую доказательственную базу по делам, связанным с неуставными проявлениями, бывает крайне затруднительно, что приводит к их искусственной латентизации путем прекращения уголовных дел как по реабилитирующим, так и по нереабилитирующим основаниям.

47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67


Группа: Монографии
Категория: Научные труды