Е.А. Моргуленко. Неуставные взаимоотношения военнослужащих: теория и практика антикриминального воздействия — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


Е.А. Моргуленко. Неуставные взаимоотношения военнослужащих: теория и практика антикриминального воздействия




1. Преступления, известные только лицам, их совершившим. Этот вид латентности применительно к неуставным отношениям встречается крайне редко. Он имеет место в том случае, когда при отсутствии свидетелей неуставные посягательства перерастают в убийство потерпевшего с последующим сокрытием трупа и устранением других следов преступления. В этой ситуации, как правило, потерпевший будет объявлен самовольно оставившим часть, и к его поиску будут предприняты определенные меры, которые результата не дадут, так как искать будут живого человека. Таким образом, в официальном порядке будет зарегистрировано преступление, которое на самом деле не совершалось (самовольное оставление части или места службы), а реально совершенные (нарушение уставных правил взаимоотношений и убийство) не получат необходимой регистрации.
Причинами такой латентизации являются, прежде всего, факторы, связанные с недостаточной подготовленностью (кадровой, материально-технической, профессиональной и организационной) должностных лиц военной прокуратуры к расследованию «запутанных» преступлений, а также с возрастающим уровнем профессионализма и организованности преступников, продумывающих преступление до мельчайших подробностей. Среди мер, направленных на нейтрализацию указанных факторов, можно перечислить следующие:
а) достижение оптимальной нагрузки на должностных лиц военной прокуратуры, при которой они могли бы качественно и всесторонне расследовать уголовные дела различной степени сложности;
б) введение в действие института военной полиции, одной из функций которой было бы проведение оперативно-розыскных мероприятий;
в) повышение профессиональной подготовки прокурорских работников, улучшение организационно-технических условий деятельности военной прокуратуры и органов дознания;
г) ликвидация процесса оттока из органов военной юстиции квалифицированных кадров за счет повышения уровня стимулирования их профессиональной деятельности;
д) повышение уровня правового воспитания в войсках.
Вопрос всестороннего повышения качества работы правоохранительных органов достаточно банален и злободневен. Пожалуй, в истории не было такого периода, когда бы от правоохранительных органов не требовали бы повысить, углубить, усилить и т. д. что-либо в своей деятельности. Однако без осознания необходимости реализации вышеуказанных мер невозможно не только снизить уровень латентизации, но и эффективно бороться с преступностью в Вооруженных Силах России.
2. Вторым элементом структуры латентности неуставных отношений являются преступления, известные преступникам и потерпевшим. Эта категория
· одна из наиболее распространенных в структуре латентных преступлений, связанных с неуставными взаимоотношениями. Она имеет место в том случае, когда информация о совершенном преступлении не выходит за рамки условного круга: преступник
· потерпевший.
Детерминировать такую ситуацию могут различные причины. В первую очередь это неправильная оценка потерпевшим события преступления. Проявляется это в том, что потерпевший может не предполагать, что его права нарушены (иногда воины с низким уровнем правового воспитания считают, что различные «мягкие» проявления «дедовщины» всего лишь армейская традиция и ничего преступного в себе не содержат), или потерпевший лишь частично осознает, что его права нарушены, но ведет себя пассивно из-за нежелания «связываться» с малоприятной процедурой сообщения о факте правонарушения. Специалисты оценивают уровень «не заявления» потерпевших о фактах неуставных отношений в 15 % от общего числа зарегистрированных преступлений. Однако эта цифра вызывает сомнение при детальном анализе проблемы виктимизации военнослужащих по призыву и мотивационной сферы потерпевших.

27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47


Группа: Монографии
Категория: Научные труды