А.А. Венедиктов. Экономико-математическое моделирование правового регулирования денежного довольствия военнослужащих — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Венедиктов. Экономико-математическое моделирование правового регулирования денежного довольствия военнослужащих




2. Неопубликованные акты, принятые после вступления в силу Конституции Российской Федерации, являются недействующими. Однако если нормативные документы содержат сведения, составляющие государственную тайну, то они действуют без опубликования для общего сведения.
Выводы Верховного Суда Российской Федерации о действительности неопубликованных руководящих документов, которые приняты до введения существующего порядка вступления в силу нормативных правовых актов, представляется оправданными как с позиции государственной целесообразности, так и с точки зрения защиты прав граждан. Автоматическое признание незаконными либо неконституционными документов, предусматривающих для отдельных категорий граждан правомерно установленные льготы, гарантии и компенсации, означало бы возможность серьезного ущемления их в своих правах. Однако данная позиция не безупречна.
Еще в заключении Комитета конституционного надзора СССР от 29 ноября 1990 г.
· 12 (2-12) «О правилах, допускающих применение неопубликованных нормативных актов о правах, свободах и обязанностях граждан» указывалось, что предоставление должностным лицам права в зависимости от своего решения публиковать или не публиковать нормативные акты открывает возможность для произвольного, неправомерного и не контролируемого обществом ограничения прав и свобод, для возложения на граждан дополнительных обязанностей, а также предоставления неоправданных льгот отдельным категориям лиц. В результате граждане лишаются возможности в полной мере использовать свои конституционные и иные права и свободы, в отношении которых изданы закрытые акты. В то же время они нередко не могут судить, правомерно ли действует по отношению к ним должностное лицо, руководствующееся закрытыми инструкциями, что затрудняет борьбу с произволом и препятствует реализации конституционного права на обжалование неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.
Еще более спорными представляются выводы Верховного Суда Российской Федерации о конституционности принятия по ряду вопросов секретных, т.е. заведомо не подлежащих опубликованию, нормативных правовых актов. Если допускать такую возможность, то высшие органы государственной власти должны, прежде всего, поставить вопрос о внесении соответствующих изменений в Конституцию России.
Однако внесение поправок в Конституцию
· чрезвычайно сложная (как политически, так и организационно) и дорогостоящая процедура. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации внесение изменений в ее первую главу (в которую входит упоминавшаяся выше статья 15) производится в следующем порядке. Прежде всего, предложение о пересмотре соответствующих положений должно быть поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. После этого в соответствии с федеральным конституционным законом (который пока не принят) созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции, принимаемый Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносимый на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32


Группа: Монографии
Категория: Научные труды