С.А. Грибков. Использование боевого опыта в обучении и воспитании военнослужащих — ВоенПрав 
Журналы РОД "За права военнослужащих" > > 2006 г. > № 11


С.А. Грибков. Использование боевого опыта в обучении и воспитании военнослужащих




Использование боевого опыта в обучении и воспитании военнослужащих
С.А. Грибков, подполковник, адъюнкт кафедры педагогики Военного университета

Обучение военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации проводится в системе боевой подготовки. Концепция боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации определяет направленность боевой подготовки исходя из принципиальных положений военной доктрины Российской Федерации, основ государственной политики Российской Федерации по военному строительству, с учетом тенденций развития военного искусства, способов обучения войск, обеспечивающих приближение ее процесса к реальным боевым условиям, и строится на строго научной основе с использованием последних достижений науки и техники, военной теории, педагогики, опыта войн и военных конфликтов, проведенных учений, перспектив развития организационных форм и технического оснащения Вооруженных Сил, с учетом передового опыта подготовки армий иностранных государств.
Согласно концепции боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации ведущим принципом обучения является максимальное приближение условий обучения к обстановке реального боя (учить войска тому, что необходимо на войне), формирование необходимых качеств у военнослужащих (морально-боевых, физических, психологических и др.) для успешного решения боевых задач. При этом система боевой подготовки Вооруженных Сил должна быть основана на самых современных достижениях науки и техники, военной теории в области обучения и воспитания, а также на использовании боевого опыта.
В понимании сущности боевого опыта необходимо учитывать, что с изменением условий войны прежний боевой опыт может утрачивать свое значение или даже превращаться в негативный фактор, чаще всего проявляющийся в стандартизации. Речь идет не о том, что необходимо учить армию лишь на опыте прошлой войны. Совершенно очевидно, что содержание воинского обучения должно быть ориентировано на вооруженную борьбу в будущем. Критический анализ боевого опыта прошлого и внедрение его положительных элементов следует рассматривать в качестве одной из главных задач обучения военнослужащих. Однако целесообразно отметить, что опыт любой войны никогда полностью устареть не может, если, конечно, рассматривать его не как объект копирования и слепого подражания, а как «сгусток военной мудрости», где интегрируется все поучительное и негативное, что было в прошлой военной практике, и вытекающие из этого закономерности развития и принципы военного дела. Из боевого опыта в таком понимании ни одну войну или сражение, как самых давних, так и самых новых, исключить невозможно. В обучении следует использовать не просто состоявшийся боевой опыт, а скрытые устойчивые процессы и явления, которые имеют тенденции к дальнейшему развитию, проявляют себя в новых, совершенно других формах, чем это было в предшествующей войне.
В настоящее время «боевой опыт» понимается как устойчивые практические знания и навыки, обретенные командными кадрами, штабами и войсками (силами флота) в ходе боевых действий. Он накапливается и закрепляется в боевой обстановке, является одним из важных качеств, способствующих успешному ведению боя и операции, умению находить верные решения и выполнять сложные боевые задачи.

1 2 3 4 5 6 7 8 9


Группа: № 11
Категория: Журналы РОД "За права военнослужащих"