А.М. Добровольский. Военно-административное право — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.М. Добровольский. Военно-административное право




верховного командования армией вытекает из самой идеи командования, требующего полной свободы решения и, следовательно, полной безответственности.
То положение, что глава государства есть вместе с тем верховный вождь армии и флота, хотя и является общепризнанным принципом во всех современных государствах, но в практическом осуществлении этого принципа замечаются некоторые оттенки, сила которых находится в зависимости от политического строя государства и от особенностей положения в этом последнем армии.
Наиболее тесная связь армии с главой государства существует в Пруссии и в России. Согласно прусской конституции члены обеих палат и все должностные лица приносят присягу королю и конституции, но это требование конституции не имеет силы по отношению армии, которая приносит присягу исключительно только королю. Эта же исключительная связь армии с монархом проводится и русскими основными законами. В России, как и в Пруссии, армия приносит присягу на верность и повиновение одному лишь монарху.
Но если полная самостоятельность и независимость главы государства в осуществлении функций верховного командования армией является принципом общепризнанным и неизменным, то совершено иначе ставится в современных конституционных государствах вопрос о собственно военном управлении.
Военное управление по самому своему существу является отличным от верховного командования армией. Оно так же сосредотачивается в руках главы государства, как и управление общегосударственное, но предназначается для осуществления задач совершенно другого порядка. Военное управление имеет назначением создание необходимых условий для существования армии и всех средств, обеспечивающих выполнение, ею её прямого назначения. Следовательно, в область военного управления должны быть отнесены вопросы организационные, вопросы хозяйственного характера, как-то - снабжение армии материальной частью; продовольствием и т.д.; назначение на должности и увольнение от них, поддержание в войсках порядка и дисциплины и т.д.
Хотя власть верховного управления, как и управления общегосударственного по общему правилу осуществляется в конституционных государствах единолично главою государства без участия народного представительства, но осуществление этой власти происходит при
условиях весьма разнообразных в зависимости от различия в политическом строе государства.
Деятельность управления есть деятельность подзаконная, т.е. осуществляемая в соответствии с законами страны. В силу такого подзаконного характера деятельности управления, акты, издаваемые главой государства в порядке верховного управления вообще и в частности военного управления, контрассигнуются в настоящее время министрами, которые тем самым принимают на себя ответственность за их законность. Однако характер министерской ответственности за деятельность управления, а следовательно, и сила обеспеченности законности этого управления не во всех государствах являются одинаковыми. В государствах с парламентарным образом правления все министры, в том числе и военный, являются ответственными перед парламентом, а потому военный и министр несет перед этим последним ответственность не только за законность военного управления, но и его целесообразность, т.е. за соответствие его с общими интересами государства.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Группа: Монографии
Категория: Научные труды