А.М. Добровольский. Военно-административное право — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.М. Добровольский. Военно-административное право




Военный министр , будучи подчинен Начальнику Главного Штаба и лишен права личных докладов у Государя, хотя юридически и теряет значение высшего представителя всего военного управления, но, тем не менее, являясь представителем интересов армии в высших государственных установлениях и будучи облечен той властью, которая была присвоена всем вообще министрам, продолжает сохранять за собой значительную долю самостоятельности и авторитета. Такое положение военного министра в
составе военного управления было крайне ненормальным и неминуемо должно было привести к непримиримой в единстве действия двойственности в деятельности всего военного управления. Эта двойственность выразилась как в основаниях организации Главного Штаба, так и в деятельности его составных частей; полнее и ярче всего она отразилась на управлении ведомствами артиллерийским и инженерным, которое оказалось раздробленным между начальником Главного Штаба, военным министром и инспекторами этих ведомств.
В системе организации Главного Штаба, военное министерство 1812 г., как цельная и независимая организация, оказалась поглощенным учреждением , ставшим выше его по объему и пространству своей деятельности, между тем как должность военного министра, как самостоятельного органа власти, не только не была упразднена, но по многим частям управления продолжала функционировать на прежних, определенных учреждением 1811 г. основаниях.
В этом то именно положении военного министра, сохранившего в общем власть, присвоенную министрам вообще, но ставшего в отношении подчинения к начальнику Главного Штаба, надо искать главную причину неудачи организации центрального военного управления по системе 1815 г.
Новое устройство военного министерства в 1832 и 1836 г.г. было возвращением к принципам министерской организации 1811 г. В новой организации должность начальника Главного Штаба в мирное время упраздняется и во главе вновь образованного военного министерства становится единоличная власть министра, занявшего в системе управления опять такое же положение, какое было определено для него общим учреждением министерств. Однако в министерстве 1832 г. и 1836 г. принципы общего учреждения 1811 г. не получают уже того полного и точного применения , которое мы замечали в организации военного министерства 1812 г. Принципы эти значительно видоизменяется сообразно характеру и содержанию деятельности военного управления и , в конце концов, приводят к организации военного министерства в некоторых своих частях существенно отличной от организации других центральных органов.
В учреждениях 1832 и 1836 г.г. совершенно новым фактором в деятельности военного управления является военный совет, образование которого было вызвано положением армии, как самостоятельного организма, и обширным развитием хозяйственной деятельности военного управления.
На ряду, с учреждением военного совета в составе департаментов в 1836 г. для обсуждения законодательных и хозяйственных дел организуются на началах, отличных от учреждения 1811г., общие присутствия, которые составляются не из начальников отделений, а из лиц посторонних, и становятся в непосредственную зависимость от военного совета. Предоставление с одной стороны общим присутствием самостоятельной и в значительной степени независимой от влияния директоров власти в разрешении дел хозяйственных и подчинение их непосредственно военному совету , с другой же стороны наделение директоров властью исполнительной с подчинением их прямо министру - ставит деятельность департаментов в полное соответствие с высшей деятельностью министерства, в котором часть хозяйственная и законодательная относятся к предметам ведения высшего коллегиального учреждения - военного совета, а часть исполнительная вверяется единолично власти министра.

13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33


Группа: Монографии
Категория: Научные труды