А.М. Добровольский. Военно-административное право — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.М. Добровольский. Военно-административное право




Полное объединение всех отраслей деятельности военного управления в военной коллегии происходит лишь перед самым образованием министерств в конце XVIII ст., причем военная коллегия к этому времени получает прочную внутреннюю организацию, в которой были уже намечены в существенных их чертах отделы будущего военного министерства.
Военная коллегия, согласно общему характеру реформы, должна была быть равной среди соответственных ей по своему значению других центральных органов управления. Однако положение её в числе троих первых государственных коллегий, участие её президентов в заседаниях высших государственных учреждений и , наконец, руководство деятельностью военного управления лицами, пользовавшимися исключительным влиянием в государстве настолько выдвинули значение военной коллегии
среди других равных ей правительственных органов, что фактически она не только стала выше их, но в значительной степени успела освободиться из под влияния и власти высшего в государстве установления - Сената.
Усиление значения военной коллегии шло попутно с усилием значения и власти её президентов , хотя личное начало в образованных Петром коллегиях не должно было иметь места, тем не менее, президенты военной коллегии, став в непосредственных отношениях к верховной власти и получив право личных докладов у главы государства, приобрели в коллегии преобладающее влияние. В этом усилении единоличной власти президента коллегии надо видеть вполне естественное стремление военного управления освободиться от несвойственных ему тяжелых и медлительных форм коллегиальной организации.
В последний период своего существования коллегиальная организация управления в России настолько отступила от тех основных начал, которые были положены в её основания великим преобразователем, что почти совершенно утратила свою первоначальную сущность.
Постепенное введение в высшем управлении единоличного начала, несогласованного и непримиримого с началом коллегиальным, прежде всего, повлекло за собой нарушение той внутренней гармонии, которая ранее этого существовала между всеми элементами высшей администрации, и, в конце концов, привела коллегиальное начало к самому ничтожному значению. Наряду с этим, постоянные колебания в системе распределения между органами управления предметов ведомства государственными делами , наделение этих органов различною степенью власти и совместное существование органов коллегиальных и единоличных, поставленных в различное положение по отношению к верховной власти и высшему государственному установлению - Сенату, нарушая цельность и логичность построения правительственной системы, вносили в управление тот беспорядок и путаницу, которые свидетельствовали о полном отсутствии в его деятельности твердых руководящих принципов.
Министерская организация управления, медленно и исподволь подготовлявшаяся в продолжении целого полстолетия, должна была уничтожить хаос, царствовавший в администрации и, распределив ведомство государственных дел по новой системе, поставить во главе различных их отраслей единоличную власть министров.

11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31


Группа: Монографии
Категория: Научные труды