А.М. Добровольский. Военно-административное право — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.М. Добровольский. Военно-административное право




стремление к обособлению деятельности генерального штаба объясняется как самим характером и существом этой деятельности, почти не заключающей в себя элементов административно - хозяйственной работы, являющейся самой существенной принадлежностью других органов центрального военного управления, так и тем положением, которое по праву должно быть занимаемо начальником генерального штаба во время войны.
Не подлежит спору - говорит по этому поводу бывший прусский министр Бронсар-фон-Шелендорф, - что самым лучшим следует признать такое положение вещей, при котором руководство военными операциями во время войны будет принадлежать тому самому лицу, в руках которого сосредотачивалась подготовка их в мирное время.
Таким образом, будет вполне логически последовательным, если начальник генерального штаба в военное время займет место начальника штаба главнокомандующего. Для успешного выполнения той ответственной деятельности, которая во время войны выпадает на долю начальника генерального штаба этот последний, несомненно, уже и в мирное время должен пользоваться полной самостоятельностью и не ограничиваться в своей деятельности властью какого либо другого лица, которое за эту деятельность в военное время не будет нести никакой ответственности.
В этом то именно положении начальник генерального штаба и в особом характере его деятельности надо искать основания для выделения заведывания деятельностью по части генерального штаба в самостоятельное и независимое от военного министра учреждение.
Однако это выделение деятельности генерального штаба в самостоятельную организацию, как нарушающее принцип единства управления, в настоящее время встречает все более и более противников, даже в Германии, где такая система управления действует уже почти целое столетие.
Помимо обособления части генерального штаба, в системе центрального управления в Пруссии, Австро-Венгрии и России замечается еще некоторое обособление специальных органов инспекции войск. Так как деятельность этих органов имеет преимущественно характер строевой, то в виду того, что высшее начальствование войсками в этих государствах принадлежит верховной власти; предоставление этим органам той или другой доли самостоятельности никакого заметного вреда для единства в деятельности центрального управления оказать не может.
Все другие отрасли военной деятельности находятся между собой в более или менее тесной органической связи, а потому предоставление заведывания ими независимых от военного министра органам, нарушая принципы единства в управлении и внося в него разрозненность, осложняло бы и тормозило деятельность управления и в конечном результате приводило бы к самым вредным последствиям.
Если учреждение, ведающее делами по части генерального штаба (стратегические и мобилизационные вопросы пользования путями
сообщения, для военных целей, сбор сведений об иностранных армиях, работы картографические), мы выделим в особую самостоятельную группу, то разнообразные учреждения, являющиеся элементами организации собственно военного министерства в современных государствах могут быть разбиты на следующие основные группы:

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27


Группа: Монографии
Категория: Научные труды