А.А. Тер-Акопов. Ответственность за нарушение специальных правил поведения — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Ответственность за нарушение специальных правил поведения




Вторая часть правила на практике выполняется не всегда. Так, действия лица, не являющегося должностным, но непосредственно участвовавшего в хищении государственного имущества вместе с должностным лицом, признано хищением путем злоупотребления служебным положением. В действительности эти лица не могут признаваться субъектами должностного преступления, они не занимают такого положения фактически. Их действия подлежат квалификации как соучастие в этом преступлении со ссылкой на ст.17 УК.
Отдельные авторы пытаются обосновать возможность соисполнительства общего субъекта со специальным тем, что лица, не обладающие отмеченными признаками, все же могут быть привлечены к уголовной ответственности, поскольку способны нанести ущерб объекту, действуя заодно(в соучастии) со специальными субъектами преступления. Причинить ущерб специальным отношениям может действительно любое лицо. Например, преступник, напав на часового, причиняет ущерб боевой готовности воинской части; гражданское лицо, нанеся побои военному начальнику, тоже причиняет ущерб нормальной деятельности аппарата военного управления): лицо, не являющееся субъектом воинского преступления, так же как и военнослужащий, способно уничтожить боевую технику, сорвать военные мероприятия и т.д. Но ни в одном приведенном либо аналогичном случае нет нарушения специального воинского порядка поведения, поскольку такая обязанность на этих лиц не возлагалась и они не были включены в соответствующую систему отношений.
В уголовном законе, к сожалению, не отрегулирован вопрос о соучастии иных лиц в преступлении со специальным субъектом. В какой-то мере он решен в ст. 237 УК (понятие воинского преступления), его положения в этой части можно считать общим для всего уголовного права. Статья 237 УК гласит, что «соучастие в воинских преступлениях лиц, не упомянутых в настоящей статье влечет ответственность по соответствующим статьям настоящего Кодекса».Следовательно, не упомянутые в ст. 237 УК лица не могут быть соисполнителями воинского преступления, и их соучастие, в чем бы оно не выражалось, должно квалифицироваться лишь по ст.17 и соответствующей статье Особенной части. Однако такое общее положение должно быть закреплено не в специальной воинской, а общей норме уголовного права.
6. В целях повышения эффективности уголовного законодательства важно, чтобы все сферы специальных отношений были отражены в нем в форме специальных составов преступлений. Это с одной стороны, позволило бы исключить решение вопросов уголовной ответственности таких лиц по аналогии и сделало бы ясным само законодательство. С другой стороны, такой подход в достаточной степени учитывал бы опасность содеянного. Последняя постановка вопроса не случайна. На практике имеют место случаи нарушения специальных правил, которые ввиду отсутствия специальных составов приходится квалифицировать как посягательство на общий порядок отношений. Например, уголовное законодательство никак не определяет ответственность за нарушение правил безопасности движения, допускаемые владельцами личных водных или воздушных транспортных средств(катера и моторные лодки, мотодельтопланы и др.). Статья 85 УК предусматривает ответственность за нарушение аналогичных правил, не только в сфере эксплуатации государственного транспорта. Нарушения частными владельцами правил эксплуатации транспорта этой статьей не охватывается, хотя по существу они ничем не отличаются от тех, которые предусмотрены данной нормой. Например, капитан катера Р. Передал управление своему приятелю Н., не имеющему права на судовождения. В результате при причаливании от неправильных действий погиб один из матросов. Единственное основание для привлечения Н. К ответственности это ст.106 УК, санкция которой несоизмерима с санкцией ст. 85 УК, хотя последствия тождественны. Расширять сферу действия ст. 85, включив в нее всех лиц, управляющих воздушным, водным или железнодорожным транспортом, нельзя, поскольку данная статья охраняет специальную сферу отношений. Выход видится либо в установлении самостоятельной статьи за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, находящегося в личном пользовании, в том числе и на незаконном основании, либо в установлении квалифицированных составов неосторожных преступлений против личности
· неосторожном убийстве или ином телесном повреждении, совершенных с использованием источников повышенной опасности.

44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64


Группа: Монографии
Категория: Научные труды