А.А. Тер-Акопов. Ответственность за нарушение специальных правил поведения — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Ответственность за нарушение специальных правил поведения




10. Правила должны учитывать наличие возможности их исполнения. Практика богата, как правило, примерами отсутствия субъективной возможности, т.е. способности выполнения требуемых предписаний. Однако имеют место и случаи отсутствия объективной возможности. К сожалению, не всегда невозможность, не позволяющая выполнить правила, учитывается как основание для исключения ответственности. Лицо, не выполнившее этого правила порой привлекается к ответственности, особенно если речь идет о случаях с большим объемом вредных последствий. Чаще всего, понимая шаткость обвинения, находятся обвинительные формулировки общего характера, типа халатности, тем более что какие-то нарушения всегда можно найти, а состоят ли они в причинной связи с наступившими последствиями
· данный вопрос решается утвердительно как само собой разумеющееся.
Происходит это из-за того, что суды не всегда, установив несовершенство правил, ставят вопрос об ответственности того, кто принял нормативный акт с такими правилами либо не обеспечил возможность их выполнения. Оправданием сложившейся практики является обезличка правовой и организаторской работы, некомпетентность, правовой нигилизм, проявляемый и при составлении правил.
В качестве примера можно привести уголовное дело в отношении капитана трагически погибшего парохода
·Адмирал Нахимов
·, вокруг которого шла острая дискуссия. Несмотря на состоявшийся обвинительный приговор в прессе появлялись публикации, дающие серьезный повод для сомнения в его обоснованности и справедливости. В частности, в публикациях фигурирует такой факт. Наставление по борьбе за живучесть морских судов устанавливает время спуска шлюпок с людьми на пассажирских судах
· 20
· 30 минут. Это обстоятельство имеет основополагающее значение для всего дела, так как главное, в чем обвинен капитан,
· непринятие мер по спасению людей и имущества. Исполнить свою обязанность капитан не имел возможности, поскольку корабль затонул за 6
· 8 минут, что указывает на отсутствие причинной связи между бездействием капитана (если его поведение можно назвать бездействием) и гибелью людей. По заключению старшего эксперта Главного управления регистра, конструкция судна не отвечала даже требованиям Международной конвенции 1948 года по охране человеческой жизни на море, которая к тому же дважды (в 1960 и 1974 годах) ужесточалась. Если эти утверждения соответствуют действительности, то имеются все основания для критического переосмысления обстоятельств данного дела в первую очередь с точки зрения наличия причинной связи между действиями капитана парохода и наступившими последствиями. Огульное включение в причинную цепь всяких нарушений не только ведет к необоснованным решениям и социальной несправедливости, но и затрудняет выявление действительной причины, а значит
· и выработку профилактических мероприятий.
Оптимальность правил касается выбора нужного соотношения необходимости правовых предписаний и свободы выбора поведения исполнителя. Правила носят императивный характер, их выполнение обязательно, но обязательность оправданна до какого-то предела, при котором они обеспечивают предупреждение вредных последствий со значительной долей вероятности. Однако такая жесткая регламентация допустима в условиях ограниченности вариантов выбора, однозначности ситуации. Когда перспектива предписываемой формы поведения более или менее ясна, очевидно, что она способна обеспечить предупреждение вредных последствий.

26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46


Группа: Монографии
Категория: Научные труды