О.А. Овчаров. Правовая работа в России и ее вооруженных силах (историко-правовое исследование) — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


О.А. Овчаров. Правовая работа в России и ее вооруженных силах (историко-правовое исследование)




Образовавшееся таким образом противоречие и неясность в понимании такого важного для укрепления правосознания и надлежащего проведения правовой работы в войсках явления как правовое воспитание, не способствует единому и ясному пониманию сущности этого явления, создает у командования дополнительные трудности в определении приоритетности, выявлении главных направлений приложения усилий по воспитанию личного состава. В этой связи, для выяснения создавшейся ситуации представляется необходимым внимательно рассмотреть сущность и содержание воспитания вообще и правовое воспитание в частности, выявить роль и значение, которое они занимают в деле военного строительства.
Правовое воспитание, как видно из его наименования, является разновидностью воспитания, охватывающей ту его часть, которая в той или иной мере связана с правом, т.е. с правильным пониманием его (т.е. права) сути и предназначения в обществе, с уяснением его социальной ценности, принципов и содержания (применительно к той социальной роли, в которой выступает тот или иной человек, коллектив), с выработкой и развитием в человеке таких убеждений, качеств, навыков и привычек, которые обеспечивают неуклонное претворение правовых норм в повседневной жизни и деятельности людей.
К такому же выводу приходит и Чагинский В.В., который указывает, что правовое воспитание следует понимать как процесс организованного воздействия на личность правовыми средствами с целью формирования у нее праводозволительных навыков поведения. Среди задач правового воспитания он указывает наряду с прочими также и формирование у личного состава необходимых морально-психологических качеств.
О роли и месте воспитания в обществе и в деле государственного строительства человечеством проведено большое количество исследований и издано немало работ, однако в последнее время этому важному аспекту в правовой работе руководством страны уделяется, как свидетельствует анализ нормотворческой и правоприменительной деятельности различных государственных (в т. ч. и законодательных) органов очень мало внимания.
Наглядным свидетельством тому, какое большое значение этому вопросу отводилось в прежние времена, может служить Наказ императрицы Екатерины II, данный комиссии о сочинении проекта нового уложения, в котором вопросам воспитания была посвящена целая глава XIV, так и называвшаяся «О воспитании». В частности, в ст.ст. 348 и 356 этой главы указывалось, что «правила воспитания суть первые основания приуготовляющие нас быть гражданами», в связи с чем далее указывалось, что необходимо делать для правильного воспитания достойных, законопослушных граждан: «Должно вселять в юношество страх Божий, утверждать сердце их в похвальных склонностях, и приучать их к основательным и приличествующим состоянию их правилам; возбуждать в них охоту к трудолюбию, и чтоб они страшилися праздности, как источника всякого зла и заблуждения; научать пристойному в делах их и разговорах поведению, учтивости, благопристойности, соболезнованию о бедных, несчастливых, и отвращению от всяких продерзостей; обучать их домостроительству во всех онаго подробностях, и сколько в оном есть полезного; отвращать их от мотовства; особливо же вкоренять в них собственную склонность к опрятности и чистоте, как на самих себе, так и на принадлежащих к ним; одним словом, всем тем добродетелям и качествам, кои принадлежат к доброму воспитанию, которыми во свое время могут они быть прямыми гражданами, полезными общества членами, и служить оному украшением».

70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90


Группа: Монографии
Категория: Научные труды