О.А. Овчаров. Правовая работа в России и ее вооруженных силах (историко-правовое исследование) — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


О.А. Овчаров. Правовая работа в России и ее вооруженных силах (историко-правовое исследование)




Человеку невозможно не иметь правосознание; его имеет каждый, кто сознает, что кроме него на свете есть другие люди. Человек имеет правосознание независимо от того, знает он об этом или не знает, дорожит этим достоянием, или относится к нему с пренебрежением. Вся жизнь человека и вся судьба его слагаются при участии правосознания и под его руководством; мало того, жить
· значит для человека жить правосознанием, в его функции и в его терминах: ибо оно остается всегда одною из великих и необходимых форм человеческой жизни.
Такое понимание правосознания, его места и роли в жизни и судьбе человека и человечества в целом заставляет более пристально вглядываться в это сложное социальное явление. Правильное уяснение сущности правосознания, его положительных и отрицательных проявлений, недостатков и преимуществ, его источников и механизмов реализации в правовой деятельности человека открывает широкие возможности и многообразные средства для совершенствования правовой работы посредством оздоровления и укрепления правосознания.
Самое большое, о чем помышляет современный человек,
· это о своих личных правах и привилегиях, а именно, как бы их закрепить за собою и расширить во все стороны, по возможности не подвергаясь судебным неприятностям; но о том, что действующее в стране право
· закон, указ, полномочие, обязанность, запрет
· не может жить и применяться вне живого правосознания, не может поддерживать и оберегать ни семью, ни родину, ни порядок, ни государство, ни хозяйство, ни имущество, об этом современный человек почти не вспоминает. Это ведет к двум последствиям: с одной стороны, действующее в стране так называемое положительное право не может совершенствоваться в своем содержании и начинает осуждаться и отвергаться целиком как ничего не стоящее, «буржуазное» право; с другой стороны
· происходит медленный подрыв и постепенное ослабление его организующей, упорядочивающей и оберегающей жизненной силы. Ныне, замечает И.А.Ильин, мы переживаем эпоху, когда правопорядок, становится повсюду непрочным и колеблется в самых основах своих; когда большие и малые государства стоят перед возможностью крушения и распада, а над миром носятся какие-то всеразлагающие дуновения или даже порывы революционного ветра, угрожающие всей человеческой культуре. Это означает, что необходимо начать планомерную, систематическую борьбу за укрепление и очищение современного правосознания. Если эта борьба не начнется или не будет иметь успеха, тогда правосознание современного человечества станет жертвою окончательного разложения, а вместе с ним рухнет и вся современная мировая культура.
В этой связи встает закономерный вопрос, что же является основой формирования правосознания и каковы главные источники его укрепления.
Шебаршов П.Т. указывает, что более всеобъемлющий, динамичный, гибкий и широко массовый характер морали выдвигает ее в качестве основы формирования правосознания, а из анализа единства принципов нравственного и правового сознания, общности их нормативной, оценочной и регулятивной сторон вытекают важные методологические выводы о диалектическом единстве и взаимосвязи правового и нравственного воспитания, посредством которого преимущественно и происходит формирование правосознания.

62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82


Группа: Монографии
Категория: Научные труды