О.А. Овчаров. Правовая работа в России и ее вооруженных силах (историко-правовое исследование) — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


О.А. Овчаров. Правовая работа в России и ее вооруженных силах (историко-правовое исследование)




Роль сознания в правовой сфере жизнедеятельности трудно переоценить. О прямой зависимости и взаимном влиянии уровня сознания на правовую работу и законность отмечалось с давних времен. Одним из ярких тому примеров может послужить Наказ императрицы Екатерины II, данный комиссии о сочинении проекта нового уложения, в ст. ст. 57-58 которого она прямо указывала, что «законоположение должно применять к народному умствованию. Мы ничего лучше не делаем, как то, что делаем вольно, непринужденно, и следуя природе нашей склонности». И далее, развивая эту мысль, императрица прямо отмечала, что «для введения лучших законов необходимо потребно, умы людския к тому приуготовить. Но чтобы сие не служило отговоркою, что нельзя установить и самого полезнейшего дела; ибо если умы к тому еще не приуготовлены, так приймите на себя труд приуготовить оные, и тем самым вы уже много сделаете».
Как видно из приведенного положения укреплению правосознания Екатерина II придавала первостепенное значение в деле организации и ведения правовой работы в области законодательной и правоприменительной, в связи с чем указывала на прямую связь уровня правосознания и законопослушания исполнителей, требуя от своих подчиненных до введения законоположения: «приймите на себя труд» предварительно «умы людския к тому приуготовить». Здесь особенно бросается в глаза глубокое понимание того, что при управлении людьми с помощью правовых средств на первый план встает вопрос о необходимости учета человеческого фактора
· природы человеческой «склонности»
· и необходимости воздействия на нее.
В юридической литературе правосознание определяется как относительно самостоятельная сфера или область общественного, группового или индивидуального сознания (наряду с политическим, нравственным, эстетическим и т.д.), отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и объективированных оценок действующего права, а также в виде социально-правовых установок и ориентаций, выполняющих роль внутреннего регулятора юридически значимого поведения. Однако одно это определение само по себе не исчерпывает многогранность и сложность этого социального явления, его связь с внутренней жизнью людей, проводимой в войсках правовой работой.
Изучением правосознания, его роли и места в правовой деятельности людей, организаций и государства занимались многие ученые, однако одним из наиболее фундаментальных и глубоких исследований в области правосознания и его сущности следует признать монографию выдающегося русского правоведа и философа И.А.Ильина «О сущности правосознания». Как справедливо отмечает Сазонова Т.Б. «очевидно, что учение о правосознании Ивана Ильина не утратило своего значения и сегодня. А возможно, именно сегодня оно наиболее актуально
· ведь все то, от чего предостерегал Ильин, реализовалось в нашем обществе с завидным упорством».
Правосознание занимает особенное, можно сказать центральное место в вопросе организации и ведения правовой работы, обеспечения законности и правопорядка в обществе, государстве и его вооруженных силах, поскольку создание правовых норм и претворение их в жизнь происходит в подавляющем большинстве случаев через сознательное поведение людей сообразно уровню их правосознания. Как справедливо замечает И.А.Ильин «самая сущность, самая природа права в том, что оно творится сознательными существами и для сознательных существ, мыслящими субъектами и для мыслящих субъектов.

61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81


Группа: Монографии
Категория: Научные труды