О.А. Овчаров. Правовая работа в России и ее вооруженных силах (историко-правовое исследование) — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


О.А. Овчаров. Правовая работа в России и ее вооруженных силах (историко-правовое исследование)




Сделанный вывод представляется очень важным, поскольку позволяет взглянуть по-новому не только на уголовный закон и предмет уголовно-правовой науки, но также и на другие отрасли права и предмет правоведения вообще и правовой работы в частности. Следует отметить, что такой взгляд необходим не только на уголовный закон, но и на другие отрасли законодательства, однако следует признать, что в уголовном праве духовность проявляется более ощутимо.
Уголовный закон, по мнению А.А.Тер-Акопова, сам по себе представляет духовное образование. Он выражает общую волю граждан и потому заключенная в нем духовность имеет общественный характер. Он является благом для личности, общества и государства, выступая в качестве способа регулирования определенных (уголовно-правовых) отношений и защиты интересов каждого человека, общества в целом и государства, противодействуя произволу, мести, несправедливости, угнетению, устанавливая запреты и предписания должного поведения. Именно в таком качестве уголовное право формировалось исторически, черпая свои нормы из религиозных, сугубо духовных установлений. Исторически прослеживается, в частности, связь современного российского права с христианством, Ветхим и Новым Заветами.
Данный вывод также представляется достаточно важным применительно к правовой работе, поскольку обнаруживает связь правовой работы с духовной, религиозной стороной жизнедеятельности граждан, их правосознания с духовным уровнем и религиозным сознанием, а также позволяет глубже вникнуть в истоки правовой работы, правосознания, понять их глубинное содержание, имеющее духовную, религиозную основу.
По мнению А.А.Тер-Акопова в ст. 2 УК РФ, определяющей задачи уголовного закона, необходимо в перечне изложенных социальных ценностей назвать духовность или хотя бы одно из ее основных проявлений
· нравственность, причем указать ее в качестве главного приоритета. Духовность (нравственность), став предметом уголовного закона, превратится в предмет научных, уголовно-правовых и криминалогических исследований, что позволит повернуть общество лицом к основному фактору, порождающему преступность, и позволяющему противодействовать ей.
Выдвижение духовности в качестве главного приоритета и предмета уголовного права, а также выводы о необходимости проведения научных исследований духовного содержания права как основного фактора, порождающего преступность и противостоящего ей, заставляют совершенно по-новому взглянуть и на содержание правовой работы, ее духовную составляющую, определяющую во многом и уровень правовой работы. О связи и влиянии духовности и религиозости на право, правосознание и правовую работу высказывались и многие другие ученые и исследователи.
Древнейшие христианские религии, по убеждению Спекторского Е.В., не только благословляют юридическую культуру, но и непосредственно создают ее. И это вполне понятно. Что могло бы обуздать дикаря и подчинить его социальной норме, как не религия, основанная на почтительном страхе? Таким образом, приходит он к выводу, с давних времен юридическая культура уже не только существовала, но и процветала, охватывая не только человеческие, но и божеские дела и вполне оправдывая данное впоследствии Ульпианом определение юриспруденции как познания божеских и человеческих вещей.

41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61


Группа: Монографии
Категория: Научные труды