О.А. Овчаров. Правовая работа в России и ее вооруженных силах (историко-правовое исследование) — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


О.А. Овчаров. Правовая работа в России и ее вооруженных силах (историко-правовое исследование)




Согласно ст. 5 Конвенции содержание лиц под стражей признается обоснованным только на основании решения компетентного суда. Каждый, кто лишен свободы путем ареста, имеет право на судебное разбирательство, в ходе которого суд решает вопрос о законности его задержания. В соответствии со ст. 22 Конституции РФ каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. При этом п. 6 раздела второго Конституции РФ устанавливалось, что прежний порядок ареста (в том числе и дисциплинарного), содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, до приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ сохраняется. Временный характер сохранения указанного порядка ареста военнослужащих с содержанием на гауптвахте в качестве дисциплинарного взыскания был подтвержден Федеральным законом от 30 марта 1998 г. "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней".
Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 марта 2002 г. по делу о проверке конституционности ст. ст. 90, 96, 122 и 216 УПК РСФСР определено, что все нормативные правовые положения, допускающие задержание до судебного решения на срок свыше 48 часов, а также арест и содержание под стражей без судебного решения, с 1 июля 2002 г. не подлежат применению.
Таким образом, нормы международного права и Конституции РФ исключают арест военнослужащих вне судебной процедуры и не по судебному решению. С 1 июля 2002 г. военнослужащий может быть арестован в дисциплинарном порядке только по судебному решению. Основания и порядок такого ареста должны быть определены федеральным законом.
Между тем по данным дисциплинарной практики за это время значительно возросло число грубых нарушений воинской дисциплины, таких как самовольные отлучки, употребление спиртных напитков, нарушение уставных правил несения службы и взаимоотношений между военнослужащими. Причем есть тенденция систематического совершения этих нарушений одними и теми же военнослужащими, поскольку существенного наказания за свои проступки они не понесли. По данным военных судов, в 70% случаев основной предпосылкой совершения воинских преступлений, подрывающих военную и национальную безопасность государства, стало отсутствие надлежащей дисциплинарной ответственности за ранее совершенные грубые дисциплинарные проступки.
По сообщениям из войск отсутствие у командиров такого эффективного правового средства борьбы с нарушениями воинского правопорядка как дисциплинарный арест ставит в тупик командование воинских частей и подразделений. В частности, осознавая опасность сложившейся ситуации командующий Северным флотом адмирал Сучков Г.А. вынужден был обратится 7 июля 2003 г. (исх.
· 31/132) в адрес Государственной Думы ФС РФ с просьбой ускорить разработку и принятие закона «О дисциплинарном аресте военнослужащих», из-за отсутствия которого на флоте создалась правовая коллизия. Ранее арест с содержанием на гауптвахте являлся одной из крайних мер воздействия и применялся в случаях совершения военнослужащими грубых дисциплинарных проступков или когда другие меры, принятые командиром (начальником) оказывались безуспешными. В условиях же отсутствия у командиров воинских частей и подразделений правового механизма поддержания высокой воинской дисциплины не представляется возможным справедливо взыскивать с нерадивых военнослужащих за совершенные ими проступки, что ведет, по словам командующего СФ, к негативным последствиям
· росту количества дисциплинарных проступков, подрыву дисциплины в армии и на флоте.

32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52


Группа: Монографии
Категория: Научные труды