О.А. Овчаров. Правовая работа в России и ее вооруженных силах (историко-правовое исследование) — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


О.А. Овчаров. Правовая работа в России и ее вооруженных силах (историко-правовое исследование)




Таким образом, благодаря своим специфическим свойствам правовые средства служат эффективным инструментом осуществления военной политики государства. Но роль каждого из элементов системы правовых средств в решении указанной задачи неодинакова. Определение этой роли применительно к каждому из рассматриваемых средств призвано способствовать установлению факторов, усиливающих целенаправленное воздействие на военное строительство.
Рассмотрим использования правовых средств непосредственно в области военно-служебных отношений. Прежде всего необходимо отметить не вызывающий споры факт, что право может использоваться в военном управлении особом способом в качестве самостоятельного средства. Речь идет о применении правовых средств для достижения цели военного управления, для решения различных административно-хозяйственных задач.
В то же время, как мы уже отмечали, понятие «правовое средство» используется сегодня весьма широко в научной и учебной литературе, однако единства в определении содержания его нет. Попытаемся, в связи с этим, определить, выявить варианты реализации норм военного законодательства в зависимости от усмотрения субъектов.
Если с этих позиций оценить военно-правовые нормы, то можно, прежде всего, выявить те из них, которые такого усмотрения, вовсе не предусматривают. Действительно, при реализации военно-правовых норм, содержащих исчерпывающую программу поведения, от исполнителей требуется лишь четко следовать этой программе.
Субъекты военного права в ряде случаев должны самостоятельно принимать решения о совершении действий в указанном законом направлении и определять конкретное содержание и порядок выполнения таких действий. Правовая норма выражает лишь общие полномочия, позволяет лицу осуществлять соответствующую деятельность. Так, ст. 58 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в ВС РФ (утверждено приказом МО РФ 2004 г.
· 222) предусматривает самостоятельную заготовку материальных средств воинской части, соединениями. Законодательство (военное и гражданское) регламентирует лишь отдельные, наиболее существенные моменты: случаи, когда допускается самостоятельная заготовка материальных средств воинской части, форму, порядок заключения договора, содержание некоторых его условий. В остальном командиры частей (соединений), другие должностные лица, участвующие в заключении и исполнении договоров, свободны в выборе вариантов реализации своего права.
Иначе сформулированы нормы Устава, регулирующие дисциплинарную ответственность военнослужащих. При их исполнении от соответствующих командиров (начальников) требуется предварительный выбор одной модели поведения из нескольких, альтернативно сформулированных Уставом и дальнейшее следование предписаниям законодательства.
Приведенные варианты военно-правовой деятельности являются типичными видами реализации военно-правовых норм в зависимости от усмотрения субъекта. В этих вариантах оно присутствует при выборе способов решения меньшего или большего круга вопросов.

19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39


Группа: Монографии
Категория: Научные труды