А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




В частности, уголовное право должно предметнее регламентировать вопросы справедливости. Необходимо, например, пересмотреть неопределенную и, по мнению автора, глубоко ошибочную формулировку одной из целей наказания
· обеспечение социальной справедливости. Цель у наказания одна
· возмездие, можно говорить лишь о справедливом возмездии; что касается исправления и предупреждения преступлений
· то сейчас уже ясно, что они могут выступать только в качестве факультативных задач. Кроме того, уголовный закон должен исключить возможности произвола для суда, позволяющего принимать такую абсурдную меру воздействия, как девять лет лишения свободы условно; подобные решения показывают, что выносящие их суды действуют по заказу, но основываясь на законе.
Во-вторых, органы власти, в первую очередь, законодательные, должны понять значение духовности и роль закона в ее формировании. Основы духовности должны быть заложены в Главном законе страны
· Конституции РФ. Нынешняя Конституция, провозгласив в ст. 13 идеологический и мировоззренческий плюрализм, полностью вывела государство и общество из духовного поля; народ оказался в неведении относительно целей государства, духовность отдана разнообразным партиям, сектам, криминалу, колдунам, астрологам и другим силам зла. Не удивительно, что в этих условиях активизировался процесс криминализации общественного сознания.
Духовность предполагает иерархию социальных ценностей, устанавливает, что должно защищаться обществом в первую очередь. Конституция вроде бы провозгласила человека главной ценностью (ст.2). Однако она ничего не говорит о соотношении этой ценности с другими. В результате безопасность человека оказывается подчиненной другим интересам, о чем говорят дела в отношении Никитина и Пасько, которые пострадали фактически за то, что защищали экологическую безопасность граждан, нарушив сомнительную военную тайну.
В-третьих, поскольку проблема формирования в России единого духовного поля значительно усложнена многонациональностью населения и многоконфессиональностью религиозной жизни, необходим тесный контакт между всеми конфессиями в целях выработки и реализации единых критериев духовной жизни; регулирование отношений между ними также должно быть предметом права.
В-четвертых, требуется сглаживание правовыми средствами существующих заметных различий между тем, кто имеет капитал и тем, кто его не имеет, но создает. Только в этом случае можно говорить о выполнении одной из главных заповедей Божиих: возлюби ближнего твоего как самого себя. Речь идет о том, чтобы поднять стоимость рабочей силы. В настоящее время доля зарплаты в стоимости производимого продукта составляет в России 30%, в то время как в США
· 70%.
В-пятых, необходимо разработать и внедрить систему основных духовных ценностей во всех учебных и воспитательных учреждениях, начиная с детского сада и кончая вузами и армией.
В заключение хотелось бы коснуться значения духовности в решении основного криминологического вопроса: перспектив борьбы с преступностью. Отечественная криминология в советское время оптимистически смотрела на эту проблему, а теперь перешла на пессимистические ноты, полагая вслед за западом, что преступность
·вечное зло, сопровождающее человечество. В основе духовности лежит идея борьбы добра со злом, но добро всегда побеждает. Значит, концепция исключения преступности из истории человечества не лишена оснований.

58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71


Группа: Монографии
Категория: Научные труды