А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




1. Социальная духовность
· должное, принятое в данной социальной среде отношение человека к себе, своей деятельности, другому человеку, обществу, другим социальным ценностям, выраженное в социальных нормах, требованиях и традициях;
2. Духовность человека
· собственное представление человека о содержании указанного отношения, определяющее его поведение;
3. Направленность
· общая устойчивая ориентация личности в социальных ценностях, определяющая его активность и избирательность отношения;
4. Динамические тенденции
· направленность, реализуемая в психической, но еще не опредмеченной активности, выражающаяся в некотором психическом состоянии, вызванном предвосхищением развития интересующих субъекта событий;
5. Тенденция долженствования
· направленность на осуществление общественного долга, социальной обязанности;
6. Тенденция личностных влечений
· направленность на удовлетворение, главным образом, личных потребностей.
Тенденции проявляются в мотивах (8), в качестве которых выступают потребности, интересы, идеалы и другие качества. Они же, взаимодействуя, формируют установку (7) как некоторую позицию личности, ее мобилизованность и готовность к определенной деятельности, направленной на осуществление целей и задач;
9. Мотивация
· выбор и принятие решения на основе оценки различных поведенческих альтернатив; в ней принимают участие мотивы, тенденции и установка;
10. Акт поведения
· способ получения необходимого результата, а также форма реализации духовности личности, оказывающая влияние на состояние духовной социальной среды и через нее на духовность самой личности.
Духовный фактор «работает» не только в механизме преступного поведения; он действует также в системе причин преступности, входит в число оснований криминализации и пенализации деяний, присутствует при назначении наказания и решении других вопросов уголовной ответственности, занимает доминирующее место в системе противодействия преступности. Все эти направления нуждаются в самостоятельной разработке. Отметим лишь некоторые меры духовной профилактики преступности, относящиеся к праву.
Во-первых, необходимо формирование единой социальной духовности, которая на сегодня отсутствует. Она включает ряд компонентов: мировоззрение, религию, науку, культуру, искусство, философию, СМИ и другие, в том числе право. Это все те компоненты, которые должны быть использованы для совершенствования духовной среды обитания. Исключительная роль принадлежит праву. Дело в том, что по большому счету социальная духовность 
· предмет морали, а не права. Однако особенность нынешней ситуации с моралью такова, что питающие мораль религия и традиции пока не способны взять на себя эту функцию в полной мере. Поэтому задача формирования духовности должна быть в значительной мере возложена на право. Других средств у нас просто нет. Используя правовой рычаг, можно влиять и на мировоззрение, и на культуру, и на работу СМИ, и на систему воспитания. Нашим законодателям понадобилось более десяти лет, чтобы осознать негативное влияние СМИ на состояние духовности и только сейчас они всерьез задумались над законом о СМИ. Насилие, секс, в том числе так называемый нетрадиционный, вседозволенность, культивирование потребительского образа жизни, успех любой ценой и т.п. качества не вписываются в традиции русского народа, они так или иначе будут вытеснены, но этот процесс необходимо ускорить.

57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71


Группа: Монографии
Категория: Научные труды