А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




Обращение к духовности позволяет решить и важнейшую задачу объединения двух уровней причин преступности
· социального и индивидуального. Современная криминологическая наука не способна интегрировать их, свести к некоторому общему знаменателю, общей причине. Это невозможно сделать, поскольку речь идет о социальных явлениях и психологических, мотивационно
·потребностных качествах человека; уровнях, зависимых друг от друга, но не пересекающихся между собой при том содержании, которое в них вкладывается. Действительно, что общего, например, между корыстью человека и низким уровнем экономического развития страны? Между негативными явлениями общественной психологии и насильственными либо половыми преступлениями? Такие связи существуют, но мы их не видим, и потому социальные и индивидуальные уровни причин преступности и систем противодействия им существуют как бы сами по себе, вне связи между собой. Духовность служит тем фактором, от которого берут начало и социальный, и индивидуальный уровни причин преступного поведения, связывая их между собой. Духовность это некоторый общий регулятор преступности, используя который можно влиять на социальные процессы и индивидуальное сознание.
Духовность делится на социальную и индивидуальную, личностную. Социальная духовность
· господствующее в данном сообществе представление о должном отношении членов данного сообщества к социальным ценностям. Индивидуальная духовность
· собственное представление конкретного лица о таком отношении. По своему содержанию социальная и индивидуальная духовность могут не совпадать, что служит основанием возникающих конфликтов между индивидом и обществом, которые могутприобрести криминальные формы. Доминирующей является духовность социальная, именно она служит средой, в которой формируется либо трансформируется духовность личности, социальная духовность влияет на поведение опосредованно, через духовность индивида.
Криминологическая значимость духовности двоякая: она выступает в качестве объекта и в качестве средства профилактики. Деление связано с тем, что духовность подразделяется по содержанию на позитивную и негативную, в частности, криминальную. Негативная духовность является предметом профилактики, задача заключается в том, чтобы обратить ее в позитивную и тем самым исключить возможность совершения преступления. Позитивная социальная духовность используется для воздействия на негативную духовность личности и трансформации ее в духовность позитивную.
Ведущая роль духовности в механизме преступного поведения определяется, во
· первых, тем, что она служит основой формирования мотива, предшествует ему, а во
· вторых, управляет многими физиологическими процессами.
Соотношение духовной и мотивационной сфер личности достаточно давно исследовано психологами. Так, С. Л. Рубинштейн писал: «Мотив
· осознанное побуждение для определенного действия,
· но чтобы стать таковым, он сам должен сформироваться. Поэтому никак не приходится превращать его в некое абсолютное начало». В другом месте автор продолжает эту тему: «Природа человеческого поступка определяется заключенным в нем отношением человека к окружающему его миру, которое выражается в его мотивах и целях». Отношение
· это духовность, следовательно, «абсолютным началом» действия следует признавать духовность, которая формирует мотивы и цели и в них проявляется.

55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71


Группа: Монографии
Категория: Научные труды