А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




Неприкосновенность личности, его жилища и собственности объявляются высшим интересом. Человек вправе использовать все доступные ему средства для защиты этих интересов от незаконного посягательства, вплоть до уничтожения посягающего, если он своими действиями создает угрозу его жизни.
Государство устраняет угрозы безопасности и компенсирует вред, причиненный ему противоправными действиями других лиц, если не доказана вина самого пострадавшего, в пределах, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности.
Духовность в механизме преступного поведения
Обращение к духовности как явлению, имеющему отношение к преступности, обусловлено в первую очередь той ролью, которую она выполняет в организации поведения, в том числе криминального. Духовность
· компонент человека наряду с жизнью, здоровьем, психикой, интеллектом и т. д., это то, что отличает человека от остального животного мира. «Под человеком понимается живое существо, отличающееся своей духовностью». Духовность
· фактор активный, в своем поведении человек руководствуется осознанием должного отношения к социальным ценностям (другому человеку, обществу, социальным нормам, самому себе и т.д.), то есть того, что образует сущность духовности. И это осознание выступает в качестве движущей силы поведения. Сознание выступает как «непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность». Следовательно, духовность стоит в начале всякого преступления, чем и определяется ее место в механизме преступного поведения.
Между тем, отечественная криминология признает в качестве основы преступного поведения мотивационно
· потребностный фактор; считается, что лицо совершает преступление под влиянием потребностей, интересов, чувств и т.п. Духовность в механизме преступного поведения не выделяется.
Проблема духовности представляет криминологический интерес и потому, что она, на наш взгляд, образует некоторую интегративную причину различных преступлений. Потребности, чувства и интересы, выступающие в качестве мотивов преступлений, разнообразны и многоплановы, в связи с чем, использовать их в целях предупреждения преступлений практически невозможно и смысл их выделения в механизме преступного поведения утрачивается. Между тем, все они сводимы к некоторому общему знаменателю
· духовности, который может быть реальным предметом профилактического воздействия.
Криминология разработала систему социальных причин преступности и профилактики преступлений. Однако, без духовного сопровождения она в практическом отношении мало что дает. Во
· первых, общество не в состоянии вести предупредительную работу одновременно во всех: экономическом, политическом, правовом и ином направлениях, а без комплексного подхода решить задачу противодействия преступности невозможно. Во
· вторых, кардинальных перемен в экономике, политике, правовой и иных сферах навряд ли кто допустит, а насильственный способ переустройства общества влечет новые волны преступности. Поэтому осуществляемые социальные меры профилактики правонарушений
· это те меры, которые лишь дозволяется провести не в ущерб сложившемуся социально
· политическому устройству, и потому они носят скорее косметический характер, не затрагивают глубинных общественных процессов. Нельзя бороться с детской беспризорностью устройством облав и рассылкой беглецов по домам, где их никто не ждет; точно так же бесполезно надеяться на то, чтобы отвлечь молодежь от криминальной жизни организацией спортивных и развлекательных программ; молодые люди придут в спортивные секции, но, не исключено, чтобы в дальнейшем влиться в бандитские ряды, по крайней мере, стать носителем агрессии, а многие молодежные клубы культивируют наркоманию и разврат. Нельзя даже уповать только на повышение материального благосостояния населения, оно может стимулировать исключительно потребительскую психологию, мало чем отличающуюся от криминальной. Жизнь показывает, что негативные социальные явления всегда будут существовать и порождать преступность. Необходимо нечто, что позволило бы контролировать и смягчать их действие. Этим нечто также является духовность, духовные мероприятия должны сопровождать все социальные меры предупреждения преступности.

54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71


Группа: Монографии
Категория: Научные труды