А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




Второй период
· советский. Доминирующий духовный тип личности
· группоцентрический. Нравственность носила классовый характер, все ценности, не соответствующие интересам класса, признавались враждебными. Т.о. подлинно нравственный, четвертый тип духовной личности здесь не мог сформироваться, что также в конечном итоге привело к деградации, падению духовности и как следствие
· слому советской пирамиды.
Что представляет собой нынешний период общественного устройства? Он обозначается как переходный, неопределенный, неустойчивый, человек не видит нужного пути, духовного света в конце образовавшегося черного тоннеля. С одной стороны, знает все о себе и возможных путях, с другой он спутан прежним, группоцентрическим мировоззрением. Все это накладывается на трудности жизни и тянет человека вниз, к эгоцентрическому уровню. Отсюда затяжной характер перехода к новому государственному устройству, новой экономике. Отсюда борьба конфессий и сект; обвал преступности, идеологическое шарахание, диссонанс в культуре. Отсюда слабое законодательное творчество, противоречивость и неполнота законов, злоупотребление чиновников правом.
Идея группоцентризма не исчезла, она трансформировалась; на смену классовых интересов, пришел интерес национальный, этнический, региональный, «кучковый», сепаративный. При такой психологической раскладке ни о каком праве, ни о какой демократии всерьез говорить нельзя. Т.н. демократизация привела к резкому ослаблению государственности, «беспределу». На передний план выступает национализм. Видимо, этот этап надо принять и пережить. Главное
· не допустить сползания национализма к фашизму. И здесь главный тормоз
· духовность.
«Третий путь» России в сфере нравственного обустройства
· это путь, который можно обозначить как путь неаскетической духовности. Он предполагает создание социально-экономических условий жизни населения, достаточных для его физического, духовного и интеллектуального здоровья, обеспечения внутренней свободы человека, осознающего свою высшую ответственность перед согражданами. Только при этих предпосылках человек может реализовать свое главное предназначение
· познание и овладение бесконечной сферой бытия.
Решение этой задачи, которая должна быть поставлена перед государством и правом, распадается на две составляющие, органически связанные между собою. Первая: обеспечение безопасности человека, вторая: предоставление человеку свободы, соотнесенной со свободой других лиц. Обеспечение безопасности человека, располагающего ответственной свободой, предполагает отказ от исторически присущего России приоритета государственных интересов над интересами личности, реального осуществления постулата: Человек (как вид) есть мера всех вещей. Отношением к человеку, удовлетворением всех его законных интересов должна измеряться эффективность деятельности всего чиновничьего аппарата. Ни одно должностное лицо, ни один управляющий субъект, ни один орган, злоупотребляющие должностью или правом, не должны находиться под защитой государства.

50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70


Группа: Монографии
Категория: Научные труды