А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




Таким образом, перспективы гуманизации отношений в постиндустриальном обществе весьма сомнительны. Это значит, что следовать ныне активно насаждаемым американским стандартам «своего» благополучия и «своей» свободы ни в коем случае нельзя. Эти стандарты рано или поздно будут отвергнуты русским народом, национальное духовное устройство которого несовместимо с эгоистическим началом. Что касается населения исламского вероисповедания, его позиция еще более непримиримая, что, понятно, учитывая нетерпимость к безнравственности, заложенную в Коране.
На какой тип личности, а значит на какой образ жизни должна ориентироваться Россия, учитывая, что социальное устройство государства существенно влияет на формирование того или иного типа. Известный психолог С.Л. Рубинштейн отмечал, что содержание человека «целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям он стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать».
Представляет интерес предложенное Б.С. Братусем вычленение в структуре личности доминирующего способа отношения ее к себе и к другому человеку. Это своеобразные уровни духовности.
Эгоцентрический: человек относится к себе как с самоценности, приоритет отдает собственному удобству, престижу; отношение к партнеру потребительское, зависит от того, помогает он или нет. Принцип «все
· мое».
Группоцентрический: человек идентифицирует себя с какой-либо группой (племенем, нацией, классом, партией, семьей и т.п.) и относится к другому в зависимости от того, входит ли тот в одну с ним группу или нет; принцип «свой
· чужой».
Гуманистический: другой человек признается самоценностью, к нему необходимо относиться благожелательно, с пониманием, что от этого зависит и личное благополучие. Работает известный императив Канта, требующий, чтоб правило твоего поведения было равнопригодно, могло быть правилом для всего человечества. С этого уровня собственно, начинается нравственность.
Эсхатологический: высший, духовный уровень. Человек относится к другому не как к источнику и средству обеспечения своего благополучия, а как существу, которому он должен, обязан делать благо в силу его особого, божеского происхождения. Через отношение к другому человек строит свое отношение к Богу.
Эти уровни условные, не «чистые», подвижные, в каждом человеке присутствуют признаки всех четырех уровней.
История Россия знает два главных способа социального устройства, в зависимости от которого формировался тот или иной доминирующий тип духовности. Первый: досоветский, русский
· он был направлен на формирование четвертого, эсхаталогического типа, когда человек соотносил свое поведение с правилами христианства. Право, закон не имели того значения, который был и есть на западе, человек апеллировал не к закону, а к совести, милосердию. Вместо закона правил царь, как помазанник божий. Произвол царей, губернаторов, начальников, лишало этот тип возможности стабилизироваться и развиваться; отбросило человека духовного вниз, и как следствие к революционному процессу.

49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69


Группа: Монографии
Категория: Научные труды