А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




При всей геополитической сложности государства, соединяющего в себе западный и Восточный уклады жизни, Россия тем не менее больше тяготела к Восточному типу отношений, большее значение придавая семье, социальному окружению. Не случайно коммунистический, коллективистский по сути образ отношений, здесь был принят естественным образом. Насаждение индивидуализма, разрыв связей, традиционно существовавших в семье между поколениями, привело к массовым социальным и личностным конфликтам: преступности, наркомании, проституции, бродяжничеству, беспризорности детей, суициду.
Выход для России только один: укрепление семьи всеми возможными средствами, внедрение коллективных форм общественной деятельности типа пионерской и комсомольской организаций, усиление очагов самоуправления, переход к земству, как способу повышения активности населения в государственном управлении. Однако коллективизм не должен вести к усреднению и «усерению» личности, как это было в советском прошлом, он должен быть четко сориентирован на развитие творческих начал.
Существует позиция, согласно которой постиндустриальная цивилизация, в которую ныне втягивается мир, а за ним и Россия, вроде бы стирает антагонистические противоречия, присущие индустриальному, капиталистическому способу производства, что само по себе ведет к гуманизации отношений. Однако, рационально мыслящие исследователи, в частности Ю.В. Яковец в книге «История цивилизаций», считают, что в социальных и национальных отношениях будет углубляться стратификация, расслоение; изменится соотношение сил, но противоречия останутся, вопрос только в том, на какой уровень они переместятся. Не исключены межнациональные и межэтнические конфликты, вплоть до войны (с.276).
Следовательно, путь постиндустриальной цивилизации, если под ним понимать только новые технологии
· это все тот же путь формирования и удовлетворения возвышающихся потребностей, на котором стоит нынешний капитализм; это та же форма тоталитаризма в международных отношениях, тот же тупик в развитии человека, только сглаженный украшениями облегченной жизни. Достаточно представить перспективы, связанные с генной инженерией, в частности, клонированием живых существ, биотехнологией, роботизацией, свободой информационного обмена, расширением виртуальной сферы жизнедеятельности и вытекающим отсюда ограничением живого общения с себе подобными и природой, чтобы понять, что ждет человека, сориентированного на материальное и социальное благополучие. Это в большей части кононизированное, зомбированное, лишенное своего «я» и перспективы существо, которое в минуты прозрения будет искать способы расстаться с такой жизнью.
Прообраз подобной перспективы можно усмотреть в США, которые ближе всех стран подошли к черте постиндустриального общества и на знамени (в Конституции) которых начертано «благоденствие» и «свобода». По показателям наркомании, гомосексуализма и проституции, преступности, заболеваний вич-инфекциями и других подобных явлений США не уступают другим странам. О насилии как способе обеспечения «благоденствия» и «свобод» и говорить не приходится. Государство, загнавшее коренное население в резервации, использовавшее чернокожих Африки для своего «благополучия» и своей «свободы» не в состоянии перестроить изначально сформировавшуюся психологию насилия и эгоизма, откровенно выражаемую категорией «закона национальных интересов». Этот «интерес» привел к массовому уничтожению мирного населения городов и деревень Кореи и Вьетнама, Гренады и Панамы, Ливии, Сомали, Ирака, Сербии. Только решительная позиция России, наконец-то осознавшей свою ответственность перед миром, заставила США отступиться от Югославии.

48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68


Группа: Монографии
Категория: Научные труды