А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




Ничем не уступают традиционным и коммунистическая ориентация с идеалами братства и равенства. Лозунг
· все во имя человека и для блага человека
· оказался весьма привлекательным, позволив объединить в лагерь социализма многие страны и народы. Правда, принцип «равенства» оказался нереальным по всем параметрам, что в конечном счете подорвало перспективную в идеологическом плане систему.
Страны Востока имеют несколько иную духовную ориентацию. В идеях благочестия они не уступают христианскому Западу. Так, призыв к милосердию
· ведущий в исламе. В 28 стихе 17-й главы Корана содержится правило: «Родственнику своему, бедному, путешественнику доставляй то, в чем нуждается он» Хотя здесь же добавляется требование рациональности: «Но не будь расточителен. Расточая выше меры». За этой добавкой стоят интересы, которые бы мы назвали частнособственническими; интересы материального обеспечения семьи, рода.
В целом для стран ислама, буддизма, конфуцианства и синтоизма характерно подчинение индивида, личности интересам социума; семья, коллектив, государство
· на первом плане общественных приоритетов.
Таким образом, в выборе направления нравственного развития тоже возникает «третий путь»: между человеком и социумом. Абсолютное противопоставление их наврядли уместно, поскольку признание приоритета социальных образований также сводится к обеспечению интересов людей. Но тем не менее различие существует и оно носит принципиальный характер. Западный путь ориентируется на конкретного человека, индивида, ему должно быть хорошо независимо от того, что при этом может быть плохо окружающим. Восточное направление решает проблему интереса индивида через общий, социальный интерес: тебе будет хорошо, если все в порядке в твоей семье, общине, государстве. Кроме того, это направление предполагает более широкий круг сдерживающих начал во взаимоотношениях индивида с другими людьми. Если в Западном, христианском укладе эти отношения прямые, то в Восточном, они опосредованы отношением человека к своей семье, общине, коллективу, государству. Последние более предметны и социально более контролируемы.
Прямые отношения (типа «ты мне, я
· тебе») даже самые благожелательные на практике ведут к результату, обратному тому, что продекларировано. Свобода человека, не сдерживаемая социальным контролем, ведет к произволу, безответственности, вседозволенности, к свободе одних за счет несвободы других. Это свобода капитала, свобода сильного, которая вытесняет гуманистические начала в отношениях между людьми. Свобода сводится зачастую к свободе потребления, а это тупиковый путь, который ведет к духовной, а то и физической гибели. Человек сходит со сцены жизни то ли от безысходной перспективы, то ли от физического, морального и интеллектуального разложения, «лежа в греху, яко свинья в калу».
Общество с жестким социальным контролем по отношению к благополучию и свободе человека более прогрессивно, хотя и оно не может обойтись без поиска смысла жизни. Для всякой социальной системы необходимо определиться: для чего человеку нужны благоденствие и свобода, с какой целью над ним устанавливать социальной контроль. Ответ на этот вопрос может быть только один
· во имя достижения гуманистических отношений, а именно: установления свободы, не свободной от ответственности одного человека перед другим. А это органически предполагает отказ от культивирования потребительства, переход на путь духовного строительства, который не отвергает вовсе материальные и социальные блага, но эти блага не самоцель, а лишь средства к обретению духовных качеств.

47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67


Группа: Монографии
Категория: Научные труды