А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




Вред от ухода в виртуальность сказывается в деградации личности, отказе от обязательств, в т.ч. от содержания семьи, совершении преступлений и т.д. Поэтому право должно контролировать подобные процессы.
6). Увеличение общей массы населения, что ставит перед сообществом задачи глобального управления, направленного на решение задач обеспечения жизнедеятельности. Управление же массами, регионами возможно только правовыми средствами. Отсюда интенсивное развитие международного права. Но пока оно идет стихийно, путем латания дыр. Необходима продуманная система международного управления, которая бы вызывала доверие народов, не допускала произвола монопольного действия типа ТНК, НАТО и т.д.
7). Криминализация и деликвентилизация общества. Явление многоаспектно, в плане нашей проблемы следует отметить один аспект: право, в т.ч. уголовное, все более теряет свои позиции как нравственная ценность. Расширение сферы действия права, в т.ч. уголовного, ведет к тому, что совершение многих преступлений, тех, которые не вытекают из нравственности, все более перестает быть безнравственным поступком. Отсюда вытекает задача переосмысления уголовного законодательства с точки зрения нравственности; необходимо упростить его сократить, подчинить интересам безопасности человека.
Требуется повысить нравственный уровень правоприменителя, который органически связан с жизнью права, а значит и с самим правом. Отсюда вытекает проблема формирования нравственного и правового сознания у студентов
· будущих юристов, деятельность которых должна быть, пользуясь новой расхожей фразой, «честной и чистой».
Выводы.
1. Право и мораль эволюционируют. Процессы их эволюции органически взаимосвязаны, взаимозависимы, что дает основания говорить об их коэволюции.
2. Коэволюция осуществляется в виде перехода нравственных норм из сферы морали, в сферу права. Право все больше берет на себя функцию регулятора общественных отношений, забирая себе и ту роль, которая традиционно выполнялась моралью.
При этом содержании моральных норм не меняется, трансформируется лишь форма социального контроля.
3. Тенденция трансформации моральных норм в правовые содержит опасность. В отличие от морали право
· это, прежде всего, воля государства. В силу этого не исключены выход права из-под социального контроля и переход его на службу управленческому монополизму, создание диктаторской формы правления.
Отсюда вытекают следующие задачи:
а) Право должно само рассматриваться в качестве глобальной нравственной ценности. Такой же ценностью должна признаваться правотворческая, правоприменительная деятельность, правовое сознание граждан.
б) Необходимо постоянно соотносить возникающие новые явления и формирующуюся правовую систему с основополагающими духовными ценностями, постоянно приводить их в соответствие с последними.
в) Наряду с правом следует развивать духовность, добиваться формирования единого духовного поля, как основы эффективности права. Территориальные образования, имеющие особенности в духовной структуре, должны иметь возможность пользоваться такими правовыми системами, которые бы эти особенности учитывали.

42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62


Группа: Монографии
Категория: Научные труды