А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




Во-вторых, война формирует привычку к убийству и ведет к утрате в связи с этим чувства милосердия, вызывает ужесточение общественных нравов, ожесточение самих солдат, не получающих социальной защиты, пополнение ими криминальных и около-криминальных охранных структур, учреждает культ силы и т.д. Все это мы видим воочию по результатам Афганской и Чеченской войн.
В-третьих, убивать стало морально легким делом. В современных военных действиях наибольшее число жертв происходят не в непосредственных столкновениях личного состава, а в результате применения технических средств военного нападения в т.ч. дистанционного действия. Нападающий не видит жертву, он не переживает, что увеличивает его готовность к войне. Этот эффект усиливается с развитием высокоточного оружия, которое создает иллюзию допустимости решения проблем военными средствами, поскольку минимизирует людские потери.
И, наконец, аморальность заключается в извращении войной права; в войне обычно оказывается правым победитель, сила, но не справедливость. Еще Уинстон Черчиль утверждал, что военные преступления
· это преступления, которые совершаются побежденными. И наказания за которые выносят победители.
Нынешняя натовская бомбардировка Югославии также не осуждена как агрессия, несмотря на то, что она не была санкционирована ООН.
Международное право, таким образом, вынуждено «сражаться» с нравственными последствиями войны в нескольких направлениях.
Принципы гуманитарного права обязательны для руководства воюющих сторон, в т.ч. для той стороны, которая ведет так называемую справедливую войну (акции по восстановлению мира, предпринимаемые ОНН, операции по законной самообороне и внутренние вооруженные конфликты). В частности, запрещаются нападения неизбирательного характера, нападения, которые, как можно ожидать, вызовут потери среди гражданского населения, которые были бы черезмерными по отношению к ожидаемому военному преимуществу; стороны обязываются проявлять заботу о защите природной среды, не применять голод среди мирного населения в качестве метода ведения войны, воздерживаться от вероломства и т.д.
Все эти меры правового характера, несомненно, цивилизовывают войну, сводят материальный и нравственный урон к минимуму. Право существенно дополняет и компенсирует недостаток сил морального противодействия войнам как источника опасности.
Т.о. поле правовых отношений все более расширяется, оно все больше внедряется в моральное пространство. Перелив моральных норм в правовые осуществляется за счет изменения не содержания этих норм, а санкции; морального принуждения оказывается уже недостаточно для соблюдения гражданами соответствующих социальных предписаний и требуется установление за ними государственного правового контроля.
8. Чем объяснить сужение сферы морали и расширения правового пространства?
В современном обществе действуют объективные факторы, под влиянием которых сфера морали ужимается, а ее место занимает право. Многие из них еще не осознаны обществом в качестве таковых.

40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60


Группа: Монографии
Категория: Научные труды