А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




Право иногда как видно из приведенного перечня берет под свою защиту не только светскую нравственность, но и сугубо религиозные отношения. В действующем УК РФ это только норма, предусматривающая ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания (ст.148). Однако в Уголовном уложении досоветской России норм о преступлениях против религии было достаточно много, что свидетельствовало с одной стороны о признании государством социальной ценности самой религии, а с другой
· невозможности охранять эти ценности одними лишь моральными нормами.
В целом, оценивая в моральном плане уголовное законодательство, можно сказать, что УК является сводом моральных правил поведения, единственным нормативным источником, из которого гражданин может сегодня почерпнуть сведения в должном поведении, одобряемом светской нравственностью.
В этом процессе распространения права на сферы моральных отношений следует иметь ввиду, что право вбирает в себя моральные нормы, делая их правовыми, в силу того, что моральных санкций оказывается недостаточно. Само право этих норм не творит. И в этом тоже приоритет нравственности, закованной в право, перед правом. Закон, в частности, признает какое-либо деяние нравственного характера общественно опасным и преступным после того только, как сформируется общественное мнение об этом деянии как безнравственном. До того, закон будет молчать. Возьмем, например, проблему клонирования человека. Православная церковь осудила эту процедуру создания человека, а право молчит. Или, предположим, проблему эвтаназии. На Западе эта проблема плохо или хорошо решается. Наш законодатель молчит. Сейчас появляется новая сенсация нравственного характера
· дети от мышей. Действительно, этот метод помогает мужскому бесплодию, слабую мужскую яйцеклетку помещают в семенник мыши, там она дозревает и имплантируется в яйцеклетку женщины, которая рожает ребенка. Уже, пишут, есть пять таких младенцев. Но по свидетельству российских ученых эти младенцы может быть во 2-3 поколении обязательно дадут мышиные признаки. Если эта процедура настолько безнравственна, то не безнравственно ли и право, умалчивающее эти факты.
В целом государство предпочитает не замечать неудобных для него негативных явлений нравственного характера. Так, несколько лет назад в СМИ разразился скандал по поводу того, что в одном из Московских НИИ занимались выращиванием детских эмбрионов до пятимесячного возраста, а затем их изымали и продавали американо-израильским коллегам в целях использования для лечения болезни Дауна. НИИ, правда, был закрыт. И лишь Патриарх Всея Руси Алексий II выступил в один из январских дней по радио и предал анафеме всех, кто занимался этим сатанинским промыслом.
Стремление к сужению духовного поля действия права проявляется и в таком тяжелом конфликтном явлении как вытеснение русскоязычных граждан с территории, занимаемой титульной нацией. В наиболее однозначной форме эти процессы действовали в ряде республик бывшего СССР накануне и после распада Союза, особенно таких, как страны Прибалтики и Средней Азии.

37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57


Группа: Монографии
Категория: Научные труды