А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




Во-первых, право не учитывает различий, в т.ч. духовных, материальных и иных, существующих между людьми, к которым применяется. По известному выражению право есть применение одной и той же мерки к фактически неравным между собой личностям. Например, наложение штрафа в 1 тыс, руб. за одинаковые по характеру нарушения будет иметь разные материальные последствия для богатого и бедного нарушителя. Отсюда следует, что провозглашенное Конституцией юридическое равенство всех граждан перед законом существенно ограничивается неравенством фактическим, что делает право объективно несправедливым.
Закон улавливает это неравенство, пытается в само право включить дополнительные гарантии справедливости. В частности, уголовное законодательство требует учитывать при назначении наказания и семейное и материальное положение осуждаемого. Но, с одной стороны, эти требования оставляются на усмотрение суда, который может и не учесть указанные факторы. С другой
· они, смягчая участь виновного, одновременно ставят под угрозу интересы потерпевшего, поскольку никто кроме виновного, ему не будет возмещать причиненный ущерб, и это тоже неравенство, несправедливость.
Во-вторых, право, выраженное в законе, становится волеизъявлением законодателя. Всякая воля субъективна, а значит, допускает ошибки, что характерно особенно для нынешнего Российского парламента, где идет борьба идеологий, представляемых разными партиями и движениями. И нет никакой гарантии, что принятый закон
· справедлив, что он соответствует интересам общества, что спустя полгода-год при другом раскладе сил он не будет отменен.
Существует не только политический, но и корпоративный интерес депутатов, которые вместе порой хотят показать себя в лучшем свете и принимают законы, звучные для демократического уха, но бесполезные в жизни, в силу несоответствия фактическим реалиям.
В-третьих, закон в силу его всеобщности исходит из общественного интереса, из того, что выгодно всему обществу. И здесь он вступает в противоречие с интересами отдельной личности; что выгодно обществу, далеко не всегда отвечает интересам рядового гражданина и даже нормам морали. Это касается, например, военных действий, ведущихся государством. По большому счету гражданин должен быть готовым пожертвовать собой во имя национальных интересов страны, это нравственно
· «положить живот свой за други своя». Но возникает вопрос о соотносимости цели военных действий и приносимых жертв. Можно ли задачу решать по принципу: победа любой ценой? Не пора ли присмотреться к американцам, которые тщательно соизмеряют цели с возможными потерями и только после этого начинают военные действия. Опыт военных действий в Афганистане и Чечне (1994-1996 г.г.)свидетельствует, что Российское государство решает сомнительные политические задачи порой за счет жизненно важных интересов граждан РФ, что никак не вяжется с идеалами нравственности. Возьмем проблему уклонений военнослужащих от военной службы. Оказывается общественное мнение не осуждает дезертиров, оставивших в/часть из-за дедовщины. Как же быть с патриотизмом? Видимо имеет место ложный общественный интерес.

34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54


Группа: Монографии
Категория: Научные труды