А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




Примером первого рода
· т.е. недоразвитости правовых отношений, могут служить морально-правовые отношения в России. Для России исторически характерно отставание в правовом развитии. Если в конце XVIII в. во Франции уже были провозглашены неотъемлемые права человека и гражданина, утвердился принцип равенства граждан перед законом, то в самодержавной России царили бесконтрольность правительственной власти на всех уровнях, плотная полицейская опека, безнаказанность чиновничьих злоупотреблений, крепостное право и сословный строй, битье розгами, плетью, кнутом, клеймование, домашние тюрьмы и т.д. Крестьянство, в частности, причислялось к движимому имуществу. А.И. Герцен называл крепостных «крещеной собственностью».
В целом в досоветский период русский человек формировался в отношениях не правового, а эсхатологического типа, человек соотносил свое поведение не с законом, а с правилами христианства, право и закон не имели того значения, который был и есть на западе, русский человек апеллировал не к закону, а к совести, милосердию. Вместо закона правил царь, помазанник божий.
В период, когда господствовала советская идеология, русский народ отучили от лучших христианских традиций, хотя, к счастью, не насовсем, тем не менее, вера в руководство, «царское» единоначалие всячески укреплялась. Мы помним эту истории по «культам»: Ленина, Сталина, Хрущова, Брежнева, один культ боролся с предыдущим, чтоб стать на его место. Народ же отучался, вернее не приучался к борьбе за свои права, ему внушалось, что есть власть, которая обо всем и позаботится.
Именно психология управленческого иждивенчества является главным тормозом новых отношений, требующих повсеместного действительного, а не лозунгового повышения роли права и правового сознания населения. А это значит, что право должно войти в систему моральных ценностей, действие по праву должно признаваться нравственным поступком, деятельность правоохранительных и судебных органов должна быть подчинена не только правовым, но, главным образом, нравственным законам.
Примером второго варианта замещения права моралью, когда право не отвечает духовности общества, будучи введенным в него искусственно, можно признать усиление роли религиозного права в ряде регионов страны, в частности, в Чечне. Введение шариата нельзя рассматривать только как переход от светского права к системе моральных норм ислама. Это переход к исламскому праву, со своим судом, законом, органами безопасности. Это возведение норм, ранее существовавших в качестве нравственных, в ранг права. Тем не менее, очевиден факт; светское федеративное Российское право не отвечает в полной мере нравственным представлениям чеченцев, что повлекло их отказ от единой правовой системы. Т.о. мораль может замещать право, принимая на себя функции регулирования общественных отношений, что, впрочем, в чистом виде, как это было в царской России, редкость. Более важный момент во взаимосвязи морали и права состоит в том, что элементы морали имеют юридической значение.

32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52


Группа: Монографии
Категория: Научные труды