А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




В этом тезисе четко прослеживается мысль о том, что государство должно стремиться к тому, чтобы быть нравственным, устанавливать среди людей отношения нравственности. Если этого не удается достичь с помощью религии, морали, тогда вступают в силу законы, право, олицетворением которого является наказание.
Здесь хотелось бы заметить, что многие юристы рассматривают наказание как атрибут только правовой нормы. На самом деле это далеко не так, моральные нормы также включают принуждение. Другое дело, что средство воздействия, как правило, более мягкие. Это осуждение, порицание, отчуждение, изоляция от общества и т.п. Но есть и более радикальные средства. Возьмем норму «кровной мести», которая следует еще от Ветхого Завета и сохраняется в отдельных регионах до сей поры. Это тоже естественное право, с которым наше государство борется с помощью уголовного закона, признавая убийство на почве «кровной мести» квалифицированным составом.
Право, основываясь на морали, тем не менее выходит за его пределы, не совпадает с ним. Следует прежде всего отметить несовпадение его с нравственными ценностями общества. Так, С.С.Алексеев пишет, «что право может не отвечать потребностям общества, может быть использовано в реакционных целях». Конечно, и здесь следует осторожно подходить к соотношению права и морали, не противопоставлять одно другому. Право, реакционное с чьей-то позиции, может оказаться нравственным с другой позиции, поскольку система нравственных ценностей у разных категорий людей может различаться. Соответственно различается и создаваемое в интересах этих людей право.
Своеобразна позиция Р.З Лившица. Соглашаясь с тем, что «право есть нормативно закрепленная справедливость» и, понимая, что это утверждение далеко не всегда соответствует действительности, он пытается выйти из этого противоречия путем противопоставления права закону. Все, что в законе справедливо
· это право, а все, что несправедливо
· это не право. По его мнению, «несправедливый закон не есть право». Значит, возможна ситуация, когда есть закон, но в нем нет права. Эта концепция, конечно, противоречит соотношению категорий «закон» и «право», закон без правового содержания пуст, он не есть закон, равно как и право без законодательного закрепления не есть право. Оно может быть только моральной нормой, либо какой-то отвлеченной от морали идеей. Отсюда следует, что право далеко не всегда благо, справедливость, оно есть инструмент, орудие в руках государства, которое с помощью права осуществляет управление обществом. С.Б. Поляков пишет, что право есть «суждение именно и только государства о должном порядке» (20), оно может быть хорошим, «если законы государства угадывают общий интерес, тенденцию общего развития», в противном случае, это право плохое, реакционное.
Т.о. право не всегда совпадает с нормами морали, это совпадение желаемое, но не всегда действительное.
5. Взаимосвязь норм морали и права проявляется не только в том, что моральные нормы создают фон для эффективного действия права, способствуют усилению жизнедеятельности права, в отдельных случаях они могут брать не себя функции всеобщего регулятора общественных отношений, как бы вторгаясь в сферу права, отодвигая право в сторону, тесня его. Это происходит, когда право либо не развито, не укоренено в обществе, либо когда оно не отвечает духовно-нравственному укладу общества.

31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51


Группа: Монографии
Категория: Научные труды