А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




Конституция СССР провозглашала «Обязанность каждого трудиться» (статья 60), «Общественно-полезный труд ... определяет положение человека в обществе», «От каждого
· по способностям, каждому
· по труду» (статья 14).
В нынешней Конституции РФ записано: «Труд свободен. Принудительный труд запрещен» (статья 37). Свобода труда может толковаться по-разному, один из вариантов трактовки: хочу работаю, хочу нет. Это не что иное, как оправдание криминальному образу жизни и бродяжничеству как альтернативным наряду с трудом способам существования. Не вносит ли эта конституционная норма свой «духовный» (со знаком минус) вклад в криминализацию современного Российского общества и в рост безработицы?
Говорят, что мы должны идти в вопросах труда за международным правом. А что в нем? Всеобщая декларация прав человека гласит, что «Каждый человека имеет право на труд, на свободный выбор работы» (статья 23). Эта формулировка далека от Российской идеи свободного труда, она напротив, в скрытом виде предполагает обязательность труда, необходимость предоставления каждому возможности трудиться. Другое дело, что выбор работы зависит от самого работника, ему нельзя навязывать работу, к которой он не расположен.
Таким образом, есть разночтения принципиального характера по вопросу об отношении к труду. Разумеется, при такой ситуации надо обратиться к нравственно религиозной стороне проблемы.
Вот заповедь Моисея из Ветхого Завета: «Шесть дней трудись и делай всякую свою работу» (Исход, гл.20, 9). В Евангелии от Матфея значится: трудящийся достоин пропитания (в смысле и никто иной). В посланиях апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2-е послание Фессалон икийцами), «каждый получит свою награду по своему труду» (к Коринфинянам.)
Выводы однозначны. Труд
· обязанность человека, надо лишь создать такую систему, организацию социального устройства, чтобы труд стимулировался, а не угнетался.
Представляется, что предстоящий Вселенский Юбилей Христова
· его 2-х тысячелетие, которое начинается уже с конца этого года, послужит хорошим толчком для решения комплекса вопросов об отношении Российского права с христианством и в целом
· религией. Религиозно-нравственную первооснову права, в т.ч. современного, признавали практически все ученые-юристы периода становления буржуазного общества. Возьмем, например, Ж.П.Марата (XVIII в). В своем Плане уголовного законодательства он исходил из того, что религия всегда должна быть связана с политической системой, причем хорошо, «чтобы в государстве была только одна религия, ибо тогда его члены гораздо лучше объединены». Принципиальное значение имеет его вывод о том, что «Для поддержания порядка в обществе достаточно одних добрых нравов, но когда их нет или они испорчены, то ничто их не заменит. Напрасно законы устанавливают обязанности, обилие страстей вскоре делает эти обязанности тягостными, и чтобы принудить к ним людей, нужны строгие наказания».

30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50


Группа: Монографии
Категория: Научные труды