А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




Наиболее близкой к структуре современной правовой нормы являются нормы Ветхого завета. В них четко сформулированы запреты и наказания, причем наказания дифференцированы в зависимости от тяжести содеянного и вины. Так, в книге «Исход» в качестве санкций указываются смерть, лечение пострадавшего, уплата виры, нанесение адекватного вреда (закон Тальона), принесение жертвы и т.д. Оригинально отношение к неосторожному причинению вреда. «Ударивший человека так, что он умер, пусть умрет. А кто не умышлял, но Бог попустил его руке,
· и я установлю место, куда пусть он убежит». Т.е. для лиц, виновных в неосторожном лишении жизни, предусматривались специальные места, где они не подлежали преследованию. Эти места
· прообразы современных колоний
· поселений для лиц совершивших преступления по неосторожности и осужденных к лишению свободы.
Далее. Право восприняло и приняло под защиту и религиозные ценности.
Содержание религиозных норм составляют преимущественно такие права, которые мы относим к так называемому естественному праву. Это право на жизнь, собственность, здоровье, достоинство и т.д.
По сути, ветхозаветные нормы почти в полном объеме вошли в систему современного уголовного права. Если наш УК как следует отжать, то в сухом остатке будет то, что в Ветхом завете. Современный уголовный закон «распух» за счет увеличения и усложнения способов причинения вреда и детализации. Конкретных обстоятельств совершения преступлений.
По вопросу о содержании норм Ветхого Завета существуют и другие позиции. Так, Гуго Гроций считал, что мнение о естественном характере права Ветхого Звета ошибочное, хотя оно и «ни в чем не вступает в противоречие с подлинным естественным правом». В действительности книги Ветхого Завета имеют своим источником «свободное произволение божие», содержат «божественное право», осуществляемое иногда «через посредство людей». Представляется, что божеское начало не отвергает естественную природу права Ветхого Завета, поскольку по своему содержанию большинство из них касаются прав человека, данных ему от природы, образующих естественные необходимые условия существования. Вместе с тем, ряд ветхозаветных норм, несомненно, выходит за пределы естественного и в целом человеческого права, указывая на должные отношения человекам с Богом.
К ним относятся, в частности, требования: «Колдунью, не оставляй в живых», «Всякий лежащий со скотиной, пусть умрет», «Бога не проклинай и вождя в твоем народе не хули» и т.д.
В целом проблема соотношения религии и права нуждается в самостоятельном исследовании; особенно она важна для Российского права, ищущего новые пути развития и долго находившегося в разлуке с религиозными ценностями. Для полирелигиозной России эту проблему трудно решать, но придется, если мы всерьез озабочены созданием и укреплением духовных основ права как предпосылки повышения его эффективности. Придется искать пути сближения между традиционными религиями с целью выработки на их основе единых светских норм поведения. В этом направлении нужно критически оценить ряд нынешних норм нравственно-правового характера с точки зрения их соответствия религиозным воззрением. Возьмем для примера вопрос об отношении к труду: что есть для человека труд, право или обязанность?

29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49


Группа: Монографии
Категория: Научные труды