А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




Десятилетний опыт «рыночных» реформ подтверждает этот вывод. Россия, следуя за Америкой, взяла худшее из ее нравственной сферы: индивидуализм, эгоизм, разобщенность, т.е. явления, органически не присущие миру Россиян, которые реагируют на «реформы» внутренним пассивным сопротивлением и активным криминальным действием.
3. Прежде, чем перейти к изложению основных вопросов, следует, раскрыть содержание понятий, используемых в работе, поскольку они имеют различную трактовку в литературе.
Мораль
· разновидность социальных норм, регулирующих общественные отношения, получивших идейное обоснование в общественных представлениях о добре, зле, справедливости и долге.
Содержание морали образуют правила должного поведения.
Нравственность
· категория, обычно отождествляемая с моралью. Нравственность
· это представление об общественной морали, о том, как человек должен поступать в конкретных ситуациях, исходя из общественных интересов. Нравственно то, что справедливо.
Справедливость
· требование соответствия того, что человек имеет, тому, что он должен иметь, исходя из вклада, вносимого им в общественно полезную деятельность.
Право
· система общеобязательных норм, установленных и обеспечиваемых силой государственного принуждения, осуществляющих регулирование общественных отношений в соответствии с существующими в обществе социально-экономическими, политическими и духовно-нравственными устоями.
Признаки права:
Нормативность.
Общеобязательность.
Выраженность в законах и иных признаваемых государством источниках.
Действие через субъективные права граждан.
Государственная обеспеченность.
Право (субъективное, право субъекта)
· конкретные права, которыми может пользоваться конкретный человек в конкретной ситуации в соответствии с объективно существующими правовыми нормами. Фактически объективное право живет лишь в субъективном праве. О содержании правовой системы необходимо судить не только по тому, как оно продекларировано в законах, но и потому как оно осуществляется в субъективных правах; в каком объеме им может пользоваться каждый человек в той или иной ситуации.
Между объективно существующим в законах и субъективным правом
· дистанция порой непреодолимой величины. Отсутствие механизма реализации права, чиновничьи злоупотребления, доходящие до того, что даже ведомственные нормативно-правовые акты продаются из-под полы, обставление права множеством искусственных условий реализации приводят к тому, что часто правом может воспользоваться только тот, кто имеет денежные или иные средства для преодоления препонов. Вместо того, чтобы право служило человеку, человек служит праву. Примеров тому множество: оформление имущественных сделок, в частности с недвижимостью, обращение в суд за защитой, получение справок, документов и т. д.).
Хотелось бы сразу обратить внимание на нравственный момент перехода от объективного права к субъективному. Декларированное право может быть и, как правило, является выдержанным в морально-нравственном отношении. Однако условия фактической реализации
· это уже сфера главным образом не права, а морали. Здесь действует человек, в руках которого право, закон находятся, и который имеет возможность распоряжаться им по своему усмотрению, если не имеет хотя бы минимума представлений о нравственных ценностях. Примером тому может служить деятельность органов милиции, потерявшей доверие значительной части населения, которое порой не видит разницы между милиционером и рэкетиром. Развиваются произвол и правовой нигилизм среди работников судебных и правоохранительных органов.

25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45


Группа: Монографии
Категория: Научные труды