А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




В этих тезисах так или иначе прослеживается неодинаковость норм морали и права. Если эти две категории рассматривать в одном социально-временном срезе (например, в России сегодня) то они действительно не одно и тоже. Но речь идет о сравнении морали существовавшей в доправовом обществе с правом и моралью государственно-правового общества. По сути та мораль
· не мораль, а право нынешнего времени, она являлась единственным социальным регулятором отношений, была общеобязательна и обеспечивалась силой принуждения
· т.е. обладала свойствами права. Отличие ее от права скорее атрибутивно, второстепенного характера. Древнее общество не имело государства, юридического закона, полиции, тюрем, судебных органов без чего трудно представит себе нынешнее право. Однако, если принимать во внимание не организации, а функции, которые они выполняют, то следует признать, что таковые в основном были свойственны и древней системе моральных норм, хотя, конечно и в менее четком, менее формализованном виде. Функции обеспечения социальных норм древнего общества выполняли религия, общины, семья, старейшины, вожди, жрецы, знахари, колдуны и другие социально признанные институты и авторитеты, которые так или иначе упорядочивали отношения.
Последующие процессы расслоения и структурного усложнения общества, развития цивилизации, потребности внешней и внутренней защиты привели к возникновению государства, которое стало творить и претворять правовые нормы. Право выполняет все большую роль в жизни общества и, наконец, в современном гражданском обществе, оно, по-мнению С.С. Алексеева, «из инструмента государственной власти все более превращается в самостоятельную, высокозначимую силу, в самостоятельный мощный регулятивно-охранительный фактор, призванный утверждать в обществе свободу и справедливость, неотъемлемые права и свободы человека». Оставляя в стороне достаточно спорный вопрос о том, может ли быть право выше государства, отметим, что по сути тенденция возвышения права представлена правильно. В связи с этим возникает вопрос о роли морали. Сохраняет ли она свои функции социального регулятора. Не происходит ли вытеснение и замена морали правом и если это так, то соответствует ли это положение должному положению вещей?
В предлагаемой работе предпринята попытка ответить на эти вопросы. В самом общем виде схема ответа такова:
1) С развитием цивилизации соотношение морали и права меняется, идет процесс замещения некоторых норм и элементов морали правом; право вбирает в себя отдельные моральные нормы, усиливая их санкционирующий элемент; оно также берет на себя регулирование отдельных новых отношений, которые могли бы быть предметом морали.
2) Несмотря на возвышение права мораль сохраняет по крайней мере должна сохранять свою доминирующую по сравнению с правом роль. Во-первых, потому что является генетической основой права, которое всегда будет следовать за моралью; во-вторых, право само является предметом морали, моральной ценностью: в праве отражаются и закрепляются нормы морали, а соблюдение юридических законов становится критерием нравственного поведения. Все проблемы общества, в т.ч. и закрепленные правом, в первую очередь моральные, а затем только правовые.

23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43


Группа: Монографии
Категория: Научные труды