А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




Причина рационализации отношений не в возникновении эгоистических начал, они всегда были, а в угасании общественной, единой для всех морали, которая служит средством противодействия крайнему индивидуализму, заставляя человека подчиняться интересам общества. Нормы морали и нравственности, соответствовавшие так называемому социалистическому распределительному принципу пользования социальными благами пришли в противоречие с новым, так называемым рыночным принципом конкуренции и вынуждены были отступить. Их выбросили как ненужную вещь вместе с коммунистической идеологией, на которую эти нормы опирались. Другой претендующей на господство идеологии в запасе не оказалось. В какой-то мере общественную нравственность подпитывает религия, но она пока еще не набрала, по ряду объективных причин, необходимой силы и не заняла подобающей ей роли генератора общественной морали и нравственности. В такой ситуации неизбежно начинают доминировать эгоистические идеи, позволяющие выживать одним за счет других, но также неизбежно делающие победителя легкой жертвой следующего конкурента, либо просто случая и произвола.
Государство, ощущая гибельность рационализации общественный отношений, пытается что-то противопоставить ей, чем-то заполнить образовавшийся морально-идеологический вакуум. Но заполнить может только тем, что имеет, а именно: властью и правом. И то и другое тоже сильно ослаблены и неспособны серьезно проявить себя при отсутствии общественной поддержки, заключенной в моральных ценностях. Обществу предлагается пользоваться вместо единых норм морали едиными нормами права. Конституция РФ провозгласила Россию правовым государством, признав тем самым приоритет права, закона, и в результате общество не имеет ни нужной морали, ни нужного права. Признав право в качестве приоритетного способа нормативного регулирования общественных отношений, государство, тем самым, осознанно или нет, возвела рационализм с индивидуального на государственный уровень. Эгоизм личности перерос в эгоизм партий, движений, организаций, властных структур, регионов, религий и конфессий, не говоря уже об отдельных хозяйствующих структурах.
Явление правового рационализма имеет в России свои предпосылки: идейные и научные. Идейные основы восходят к противостоянию западников и славянофилов. Западники тяготели к идее построения государства и общества исключительно но основе законности и правопорядка, без обращения к духовности, морали, вере. Гарантией законности выступало государство. Славянофилы, в частности, наиболее яркий его выразитель В.Соловьев, признавали этот путь тупиковым, ратовали за возврат к духовным основам жизни. Конституция РФ, утвердив курс на правовое государство, пошло по пути рационализма, проторенному западниками.
Научная предпосылка правового рационализма заключена в современной общей теории российского государства и права. Она стоит на том, что на начальном этапе развития человеческого общества регулятором общественной жизни служила мораль, и лишь потом на смену ей с появлением государства пришло право. Так, Л.С. Явович, раскрывая генетический процесс проникновения нравственных ценностей в правовое сознание, указывает на то, что «по мере становления фактических отношений
· прежние нравственные суждения об обязанностях превращаются в обязанности правового характера». С.С.Алексеев отмечает, что «в первобытном обществе регулирование складывавшихся в нем отношений осуществлялось едиными нормами
· обычаями», но появление избыточного продукта, частной собственности, автономной личности и других факторов повлекло «формирование особого нормативного регулятора, более сильного, чем просто нормы
· обычаи».

22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42


Группа: Монографии
Категория: Научные труды