А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




Но духовная смерть и убийство
· явление разноплановые. Остерегаться духовной смерти и не бояться смерти физической
· это заповедь, обращенная к человеку, который может стать жертвой, она имеет виктимологическую направленность и никак не может служить оправданием убийства. Нельзя утверждать таким образом, что поскольку, мол, духовная смерть опаснее физической, то физическое убийство должно караться менее строго, чем духовное.
Для физического убийства применима иная логика: оно убивает человека как образ и подобие Божие и потому должно наказываться строго, но по суду. («Вы слышали, что сказано древним: «Не убивай; кто же убьет, подлежит суду» (Мф. 5. 21). Ветхий Завет содержит достаточно подробный, хотя и сложный институт ответственности за убийство, он включает, как мы сказали бы, уголовные, исполнительные и процессуальные нормы.
Уголовный закон содержит своеобразную Общую часть. В ней четко формулируются принципы виновности: «Дабы не проливалась кровь невинного среди земли твоей» (Вт. 19.10); законности: «Да будет это постановление законным в роды ваши, во всех жилищах ваших» (Чис. 35. 29); причинности. О последнем говорит описание способов убийства: «если деревянным орудием, от которого можно умереть, ударят из руки так, что тот умрет» (Чис. 35.18). Это значит, что само по себе наступление смерти недостаточно для признания вины, необходимо, чтобы избранное средство объективно, по своим свойствам, способно было причинить вред, «от которого можно умереть»; справедливого воздаяния: «У меня отмщение и воздаяние» (Вт. 32.35), «
·Воздаяние человеку по делам рук его» (Пр. 12. 14), «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу» (Рим. 4.4).
Определены виды лишения жизни: умышленное и неосторожное. Умышленное (убийство) различалось по способам совершения преступления: железным орудием, камнем, деревянным орудием, рукою; можно убить, толкнув кого-либо по ненависти или бросить на него что-нибудь.
Неосторожным убийство признается, если: кто-то кого-то толкнет нечаянно, без вражды, или бросит на него что-то без умысла,
или уронит на него камень, не видя.
Уголовно-исполнительная часть включает наказание и его исполнение.
а) Совершивший умышленное убийство должен быть предан смерти (Чис. 16-18. 35). Дается и обоснование такого возмездия: «
·Кровь оскверняет землю и земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего ее», ибо «не должно осквернять землю, на которой вы живете, среди которой обитаю я» (Чис. 35. 33. 34). Запрещалось брать выкуп (виру) за душу убийцы, «который повинен в смерти» (Чис. 35. 31).
б) Допускалась кровная месть как способ исполнения наказания: «Мститель за кровь сам может умертвить убийцу; лишь только встретит его, сам может умертвить его» (Чис. 35.19).
в) В случае лишения жизни по неосторожности «общество должно рассудить между убийцею и мстителем за кровь» (Чис. 35.24). На общество при этом возлагается обязанность «спасти убийцу от рук мстителя за кровь» и возвратить его в «город убежище, куда он убежал». Эти города убежища специально определялись для лиц, совершивших убийство по неосторожности. Убийца мог скрыться в таком городе самостоятельно либо быть направленным туда решением суда. Срок пребывания в нем тоже определен: до смерти великого священника. Но если осужденный к поселению в таком городе самовольно оставит его, он мог быть убит кровником.

16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36


Группа: Монографии
Категория: Научные труды