А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




Таким образом, имеется ряд убедительных, научно обоснованных доводов о том, что христианство не «давно изжившее себя нравственные принципы и идеалы», а, напротив, представляет собой основу подлинной нравственности и справедливости, на которой строится здание современного цивилизованного права.
Христианская нормативная модель поведения
Признавая религию как некоторое мировоззрение, претендующее на истину, право заимствует у нее в первую очередь то, что имеет непосредственное отношение к его собственному предмету. Предмет права
· это общественные отношения; государство с помощью правовых норм регулирует отношения людей, имеющие общественную значимость, в соответствии с теми задачами, которые перед ними стоят. Эти задачи могут быть целевыми, т.е. направленными на достижение какой-либо конечной цели, стоящей перед обществом, либо промежуточными по отношению к цели, частными (например, экономическими, социальными, экологическими, технологическими и т.п.).
Христианство, как и иная Российская традиционная религия не имеет публичного характера, оно не может выступать от имени государства, адресовать свои догматы всему обществу в качестве общеобязательных, и потому его нельзя рассматривать в качестве средства регулирования общественных отношений. Предметом христианства, как нормативной системы, является поведение конкретного человека, принявшего данное вероучение, отражающего его отношение к другим людям.
Задачи христианства как нормативной системы в отличие от права являются только целевыми, нормы христианской жизни
· это тот конечный результат, та модель поведения, к которой должен стремиться каждый христианин. Здесь для каждого определена цель его жизни, цель не загробная, как некоторые ошибочно полагают, а земная, ибо после смерти
· только суд за то, что сотворено на Земле. Заземленность конечного результата наполняет жизнь каждого верующего конкретным смыслом, для христиан нет шатаний и блужданий по поводу того, для чего предназначена их жизнь, что крайне важно для формирования устойчивого, активного социально полезного способа жизнедеятельности.
Христианство не связано с решением текущих, промежуточных, т.е. тактических задач. Но способы их решения вытекают из основной цели христианства. Христианские нормы поведения являются обязательными для христианина в каждой конкретной ситуации как некоторое общее руководство, от которого нельзя отступать.
Таким образом, в отличие от права христианство не может рассматриваться в качестве инструментария, используемого для решения каких-либо текущих задач, оно есть цель, к которой право может стремиться. Христианство отвлекается от решения потребительских, промежуточных задач, стоящих перед правом, хотя и не отвергает их, предлагая решения, исходящие из его целевого назначения.
Современное Российское право не ориентируется на конечную социальную цель. Это недостаток, из-за которого общество лишается стимула развития, топчется уже более десяти лет на пятачке перестройки. Социальная цель мобилизует общество, иногда может быть слишком сильно, вызывая неоправданные потери, как это было в советской России, когда перед народом ставилась цель построения коммунизма, умягченная затем до задачи строительства развитого социализма.

13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33


Группа: Монографии
Категория: Научные труды