А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




Объяснить влияние христианства на формирование европейского и, следовательно, Российского светского права возможно только путем применения метода древнеисторического анализа, исследования метафизики права. По свидетельству Дж. Бермана историческая школа права стала развиваться с начала XIX в., когда появились работы Берка и Савиньи, но широкого распространения она не получила. Тем не менее, имеющиеся исследования указывают на то, что светское право формировалось на основе обычаев, традиций и вероучений.
Так, Дж. Берман отмечает, что в Европе в течении V-X в.в. христианская религия «оказывалась единым целым с политикой, экономикой и правом, которые и сами были едины», а до XI-XII веков «право не было независимым сводом правил и концепций, закрепленных в письменных текстах
· оно, скорее, входило составной частью в общее сознание и совесть различных народов Европы».
Первой правовой системой было каноническое право (первый свод канонов вышел в 1234 г.).
Христианский доминант прослеживается и в научном плане. Первоосновой юридической науки было богословие. Только в XVII в. от него отделились философия, юриспруденция и политические науки, которые, в свою очередь, размежевались между собой в XIX-XX в.в.
Право, как известно выражает общественное сознание. Следовательно, на содержание права влияет все, что так или иначе формирует это сознание. Обстоятельный анализ истории христианской церкви, выполненный русским Доктором Церковной истории Посновым Михаилом Эммануиловичем (1873-1931 г.г.), позволил ему сделать вывод о большом нравственном преобразовании, «которое произвело христианство в человечестве». Христианская нравственная свобода «проложила путь государственной, она сломила деспотизм старого мира, она смягчила цепи рабства, чтобы позднее совершенно устранить их». Церковь, констатировал он, «была носительницей высшего благонравия и образования», «возвратила человеческому роду его достоинство», «поставила рядом бедного, незначительного с богатым и значительным», проявилась «в возвышении достоинства женщины и улучшении брачных отношений». Как видим, речь идет о добродетелях справедливости, которые заключены в современном светском праве.
Можно утверждать и о прямой связи христианства с правом, имея в виду, что его предтеча и составная часть
· Ветхий Завет
· это закон, причем не только нравственный, но и правовой в силу обязательности его для исполнения всем еврейским народом. Основные положения этого закона вошли в большинство правовых систем мира. Голландский юрист Гуго Гроций в своем трактате «О праве войны и мира», изданном впервые в 1625 г., развивая теорию естественного права, указывает, что оно по сути является правом божественным, т.е. источником его является воля Бога. Закон Божий, считает он, «был трижды дан человеческому роду: тотчас после создания человека, затем в целях искупления человеческого рода после потопа и в последствии Христом ради полного искупления человеческого рода. Эти три закона, без сомнения, связывают всех людей с момента, когда они в достаточной мере дошли до их сведения».

12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32


Группа: Монографии
Категория: Научные труды