А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




В качестве наглядного примера религиозной первоосновы права можно назвать трансформацию такого важного юридического документа, как завещание. Его первоначальное название
· «духовная», в которой «древнерусский человек подводил материальный итог своей жизни» и готовил себе «переход к загробному существованию», последними распоряжениями стараясь поправить в ней то, что по его верованиям могло помещать ему в будущей жизни. Но затем, как пишет известный русский историк Заозерский А.И., «Благодаря толку, полученному от Петра в этой области быта, как и в других, происходит перемена: отражая в себе новые взгляды, «духовная» начинает утрачивать религиозную оболочку и под конец становится по форме тем, чем является по существу
· гражданским документом».
Принимая законы, депутаты Государственной Думы не берут их что называется «с потолка», а пытаются соотнести с коренными интересами представляемого ими народа, с его исходным пониманием нравственности. К сожалению религиозный характер этих представлений осознается все меньше, что мешает целенаправленному и полному их использованию; религиозные чувства народа правовой наукой практически не изучаются, в результате чего право все больше становится волеизъявлением не народа (хотя это декларируется), а государства. Тот факт, что именно Президент страны подписывает одобренный Советом Федерации закон «на выход в свет», еще более усиливает сугубо политический смысл права. В обществе отсутствует институт государственной оппозиции, который обладал бы возможностью на законном основании выступать с негативной юридически значимой оценкой принимаемых политических и правовых решений.
Органическая взаимосвязь политического и нравственного в праве придает последнему стабильность; по справедливому замечанию Дж. Бермана, право без веры, т.е. высшей нравственности «вырождается в законничество». Следовательно, задача состоит в том, чтоб придать этому балансу научное объяснение и обоснование, открыть путь осознанному построению права на фундаменте традиционных нравственных устоев.
Жизнь свидетельствует о постепенном повышении социальной активности православия и других традиционных религий, получивших десять лет назад свободу, что создает определенные предпосылки для успешного решения указанной задачи.
Апологеты коммунизма в свое время пытались умалить влияние христианства на формирование общественной нравственности, считали, что религиозные взгляды на природу и общество создают помехи «усвоению диалектико-материалистического мировоззрения», что они представляют собой «давно изжившие себя нравственные принципы и идеалы».
Христианские представления действительно мешают формированию идеологии безбожия и тоталитаризма. Но в этом их достоинство. Для государства и права опасны не усиление, а ослабление христианства, отступление от подлинных христианских начал, которые представлены в Православии. Подтверждением тому является западное, католическое христианство, которое благодаря послаблениям в вероучении, «обмирщанию» утратило по сути роль духовного генератора общества. По свидетельству одного из зарубежных представительств Московской Патриархии там всего 2-3% активных прихожан, церкви пустуют и закрываются, молодежи нет или она в сектах, треть католиков заявляют, что они «ближе к протестанизму».

11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31


Группа: Монографии
Категория: Научные труды