А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




По сути всякую правоустанавливающую норму государство, так или иначе, увязывает с реализацией интересов своих граждан, чего требует сам статус государства. Согласно статье 18 Конституции права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти
·» Защита интересов личности, таким образом, также возведено в ранг политической задачи. Но в одних нормах они представлены непосредственно, в других
· опосредованно, через интересы государства.
Нравственная значимость правовых норм заключается в том, что они отражают и закрепляют общепринятые и необходимые для существования общества правила поведения, выражают представление общества о том, какими должны быть общественные отношения. Это господствующее в обществе понимание должного поведения физических и юридических лиц в различных жизненных ситуациях. В зависимости от того, соответствуют ли фактически существующие правовые установки и конкретные действия указанным представлениям, они оцениваются в качестве справедливых или несправедливых.
Идея справедливости играет существенную роль в действии правового механизма. Государство старается всеми возможными способами представить свои правовые решения как справедливые, отражающие нравственные ожидания общества. Если этого достичь удается, то такие решения приобретают не только государственную, но и общественную силу, что повышает их активность. Например, так называемый «феномен Путина» есть результат усиления социальной направленности деятельности государственных органов, поворот к человеку и обществу. Даже в целом противные народу акции вроде войны в Чечне получают поддержку в обществе (не только моральную, но и материальную
· готовность солдат воевать, готовность родителей отдать детей на войну, готовность общества ограничить свои и без того ужатые до предела потребности), поскольку они представлены в качестве такого высоконравственного проявления государственной воли, как патриотизм, защита чести российского народа. Конечно, здесь всегда существует угроза популизма, псевдогуманности политических акций: обнаружение таковых всегда умножает их безнравственность и еще сильнее размежовывает общество и власть, что можно наблюдать на примере крайне негативного отношения народа к Президенту Б.Н. Ельцину, сформировавшегося на почве несоответствия фактической политики государства ожидавшейся и обещанной.
Без общественной поддержки государство не способно успешно решать и задачи противодействия преступности. С помощью одного только уголовного закона решать эту задачу невозможно, необходима работа всего общества, имея в виду включение в это противодействие общественного интереса. Это интерес и рядовых граждан и работников правоохранительных органов. Только при такой единой социальной позиции возможно добиться успеха. А это значит, как минимум, что общество должно относиться к уголовному закону не как к политической, а как к нравственной ценности, видеть в нем не только государственный, но нравственный смысл, смысл своей жизни, восприниматься как средство обеспечения безопасности в первую очередь не государства, но самого общества, конкретных лиц; видеть в каждом преступлении нарушение не только государственно-правового запрета, но и запрета нравственного.

9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29


Группа: Монографии
Категория: Научные труды