А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




Полностью оторвать вреде бы сугубо религиозные нормы от светских нельзя; при всей кажущейся отвлеченности от мирских проблем, они в действительности играют существенную роль в формировании правопослушного поведения человека, вырабатывая устойчивую систему ценностей, небезразличную для права. Эти ценности способны выступать в качестве мотивов социально-позитивного поведения. Вспомним события в Чечне, когда бандиты, захватив солдата федеральных войск в плен, потребовали отказаться от православной веры и обратиться в мусульманство, гарантировав при этом жизнь. Русский парень отказался от измены, приняв мученическую смерть. Здесь обращение в иную веру
· признак «своего» человека, которого поэтому можно поставить в строй и заставить воевать против его страны.
Вторая форма реализации религиозных норм в праве
· регулирование отношений верующих между собой и к советской власти. Здесь возможны ситуации, когда религиозные нормы попадают в правовое поле; это происходит в случае совпадения предмета религиозных и правовых отношений. Интересы религии совпадают с правовыми.
Христианство всегда проявляло лояльность по отношению к интересам государства и права. Здесь действует жесткий императив И. Христа: «Кесарю
· кесарево, Богу
· божье». Такие заповеди праотца Моисея как «не убивай», «не кради», «не произноси ложного свидетельства» вошли в плоть всех правовых систем. Религиозно-правовая гармония основывается не на приспособлении религии к государству и праву, а наоборот
· строительстве государства и права по религиозным нормам. Действует так называемое «Божественное право», т.е. право, исходящее от Бога.
Конечно, государство иногда отходит от религиозной первоосновы настолько далеко, что возникает противоречие между правом и религиозными догмами. Перед религиозным руководством в этом случае возникает вопрос, как ему относиться к государству и его законам. В таком положении оказывалась неоднократно и РПЦ, в частности, в период царствования Петра I, значительно ограничившего поле деятельности православных монастырей и церквей, и коммунистического строительства, когда власть оказалась в прямом противостоянии религии (и не только христианской), взяв курс на ее уничтожение.
В последнем случае РПЦ оказалась перед выбором: либо уйти в катакомбы, т.е. подполье, но тем самым лишить себя возможности окормлять духовно верующих, утратить роль какой-никакой общественной силы, либо сохранить такую возможность, отступив от некоторых догматов, пойдя на сотрудничество с богоборческой властью. Церковь пошла по второму пути. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в 1989 г. согласился с обвинениями в Грехе сотрудничества с коммунистами: "«Да, мы грешили. Но грешили ради предотвращения миллионов смертей
· Иерархи Русской Церкви брали грех на свою душу, грех молчания, грех неправды. Но мы всегда каялись перед Господом за эти прегрешения».
Противоречия между религиозными и правовыми нормами могут приобрести антагонистические свойства, делающие несовместимым сосуществование данной религии и права. В этом противостоянии одерживает верх та сторона, которая имеет материальную силу, т.е., как правило, государство. В качестве таких антиподов праву можно назвать множество расплодившихся по России тоталитарных христианских и нехристианских сект: «Церковь объединения» южнокорейского христианского лжеучителя Муна; известное «Белое братство», возглавлявшееся комсомольской активисткой Мариной Цигун; «Последний завет» Краснодарского художника Виссариона, внезапно осознавшего себя И. Христом; «Богородичный центр», возглавляемый Иоанном Береславским, возомнившим себя пророком; «Свидетели Иеговы»; «Церковь сайентологии» Хаббарда; «Общество сознания Кришны»; «Аум Синрике» и другие, в большинстве своем запрещенные в России, как непосредственно угрожающие жизни, здоровью, благополучию людей, интересам безопасности государства.

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27


Группа: Монографии
Категория: Научные труды