А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




Русская Православная Церковь категорически осуждает как одно из злых начал экуменизма лжеучение «о неизбежности грядущего объединения человечества в единое сверхгосударство с общим Мировым Правительством во главе
· мондеализмом». Это означало бы отказ от православия
· единственного истинно христианского вероучения.
Как видим, вопрос о соотношении христианства и права далеко не безобидный, освещая его следует знать и постоянно держаться подлинных христианских православных канонов. Конечно, при таком ответственном подходе исследование предполагает основательное богословское образование, которое наши юристы к сожалению даже в усеченном виде не получают. Следовало бы ввести преподавание курса «Основ христианского учения о праве» или хотя бы «Основ духовной безопасности», что помогло бы юристам ориентироваться в религиозных вопросах.
Тем не менее, ждать изменений в учебных планах мы не можем, и в меру имеющихся способностей должны попытаться проникнуть в христианство как своеобразную метатеорию российского права.
В этом деле нам поддержка великий проповедник Екклезиаст, который завещал потомкам «исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом; это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем» (Экл. 1, 13).
Христианские нормы в механизме формирования и реализации права
Христианская религия, являясь нравственно-нормативной системой, оказывает влияние на формирование и реализацию светских правовых норм. Происходит своеобразная имплементация ее в право, в результате чего мы, пользуемся правом, по сути прибегаем к помощи христианства.
Первая и основная форма влияния
· идейно нравственная. Право
· это не только правило поведения, закрепленное в законе, но и сама жизнь, претворение правила в повседневной реальности. И здесь многое зависит от нравственных устоев человека: соответствуют ли они праву и готов ли он отстоять свои убеждения.
Религия имеет свой, на первый взгляд отличный от права предмет регулирования
· это отношение верующего к Богу и церкви. В этой части религия, если она не государственная, не пересекается с правом. Например, из десяти заповедей Моисея первые четыре
· сугубо внутрирелигиозные: «Я Господь твой
·», «Не делай себе кумира
·», «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно», «Помни день субботний
·». Римский прокуратор Понтий Пилат, к которому Еврейские первосвященники доставили И. Христа для осуждения на смертную казнь, «умыл руки», заявив, что не видит вины приведенного к нему человека. Что мне (т.е. светской власти), говорит он, «до того»? т.е. до того, что И. Христос именовал себя царем иудейским. Прокуратор понял, что речь идет не об императорской должности, но о духовном царстве. «Не виновен я в крови праведника сего; смотрите вы» (Мф. 27, 24)
· добавил он.
В государстве, где религия является официальной, отдельные религиозные нормы приобретают статус правовых. Так, до 1917 г. РПЦ была государственной церковью, во главе ее стоял Царь. В пределах государства Православная церковь и только она согласно Закону «о веротерпимости» имела право «убеждать последователей иных христианских исповеданий и иноверцев к принятию ее учения о вере». Если это делали иные лица, то виновные должны были подвергаться «взысканиям, в уголовных законах определенным».

6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26


Группа: Монографии
Категория: Научные труды