А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




Сходной является и процедура искупления вины. И там и здесь действует суд: суд Божий
· в христианстве и суд светский
· в праве. Судебный порядок идентичный: «взвешивание» на весах правосудия всех обстоятельств, отягчающих и смягчающих наказание. Конечно суд Божий
· не аналогия с судом мирским, хотя бы потому, что он суд истины, он, по М.Ю. Лермонтову «не доступен звону злата», и всеведущ
· поскольку «И мысли и дела он знает наперед». Но структурное сходство обязывает суд права тянуться за судом правды. Неправедный светский суд сам может быть оценен как грех, ибо сказано в Евангелии «каким судом судите, таким будете судимы: и какою мерою меряете, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 1); «твоими устами буду судить тебя» (Лк. 19, 22).
Рассматривая внутреннюю взаимосвязь христианства и права, нельзя обойти вниманием факт единства охраняемых ими интересов. Анализ Ветхого и особенно Нового завета свидетельствует о том, что христианство пришло на землю в виде творения человека (богочеловека
· И. Христа) и для человека, в связи с ним и во имя спасения его. Эта идея заключена во второй заповеди любви: «возлюби ближнего своего как самого себя» (Мф, 22, 37). Значение ее особенно впечатляет, если учесть, что первая заповедь и наибольшая: «возлюби Господа Бога твоего».
Российское право только в 1993 г. в ныне действующей Конституции признало человека, его права и свободы главной социальной ценностью (статья 2 Конституции). Жизнь свидетельствует, что и это установление во многом декларативно, однако сам факт поворота права от интересов государства к интересам личности указывает на возникшую точку сближения светского российского права с христианским вероучением. Отныне все должно измеряться интересами человека как это происходит в христинастве, Отныне все, что делается вопреки человеку должно признаваться нелегитимным, или, по христиански, греховным.
Единство предмета права и христианства проявляется в конкретных задачах различных отраслей российского права. Особенно наглядно оно в уголовном праве, среди объектов охраны которого на первом месте стоят права, свободы, жизнь и здоровье человека, собственность, т.е. все, что входит и в предмет христианства.
Право совпадает с христианством в главном
· в отношении к человеку. Так, основным требованием христианства является, как отмечалось, любовь к ближнему. Понятие любви
· не столько романтическое, лирическое и не сексуальное, а этическое. Любовь ничто, если она не содержит в себе элемент долженствования, ответственности за другого человека. Суть заповеди «возлюби ближнего своего» в том, чтоб отвечать за него, помогать ему, нести бремя, спасать. На юридическом языке это означает ответственность человека за оставление кого-либо в опасном состоянии, т.е. за бездействие не только в случае, когда виновный сам поставил потерпевшего в опасное состояние, но и в случае, когда опасное состояние возникло по иным причинам.
В этой связи стоит обратить внимание на отступление современного «демократического» уголовного законодательства России от советского, которое в рассматриваемом аспекте было ближе к христианству. Ст. 127 УК РСФСР предусматривала ответственность за оставление в опасности: в соответствии с нею всякое лицо обязано было оказывать помощь другому лицу, оказавшемуся в опасном для жизни состоянии, вне зависимости от того, чем это состояние вызвано. Нынешний УК РФ, к сожалению, ориентирован на прогматизм. Оставление лица в опасности (ст. 125 УК) влечет ответственность лишь в случае, если виновный «был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние».

4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24


Группа: Монографии
Категория: Научные труды