А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Тер-Акопов. Нравственность и право. Сборник избранных научных ста-тей




Но главный фактор, привязывающий нас к христианству, внутренний, духовный
· это потребность человека в вере, в религии. Русский философ А.Ф. Лосский в своих трудах по мифологии блестяще раскрыл место религии в жизни россиянина. Религия
· это самоутверждение личности, самоутверждение принципиальное, в «последней основе», «в исконных бытийственных корнях», «в вечности»; она есть «спасение человека», «определенного рода жизнь».
Как относиться к христианству? Христианство есть жизнь, и относиться к нему можно только как к жизни: жить им, жить в нем и изучать его как жизнь.
Жить во Христе
· дело сугубо индивидуальное, и не нам звать кого-либо в христианское духовное пространство. Единственное, что хотелось бы по этому вопросу
· напомнить из Св. Писания: Иисус Христос ждет всех. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба ни свободного; нет мужского пола ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе»
· так обращался святой ап. Павел к Галатам (Гал. 3, 28), а значит и к нам.
Я хотел бы привлечь внимание к проблеме изучения христианства, что позволит нам лучше понять его, усвоить его идеи и по возможности претворять в жизнь. Христианство, безусловно, -предмет науки как и всякое иное явление объективной действительности. Христианство как вероучение и мировоззрение нуждается в глубоком исследовании. Его нельзя рассматривать как инструкцию, в которой собраны правила на все случаи жизни. Это динамичное, обновляющееся, реагирующее на изменения жизни учение. Известный русский богослов А. Карташов писал: «Неисчерпаемое содержание учения откровения есть предмет бесконечного постижения для тварных умов. Лишь глупцам кажется, что все ясно
· Лишь невежды думают, что учение церкви раскрыто до конца
·». Как веручение и религиозный догмат оно изучается наукой богословия. Однако и другие светские отрасли знания все активнее включаются в исследование христианского вероучения. Поднимаются вопросы христианской философии, этики, психологии и даже психиатрии.
Громадный пласт христианства ждет юридическую науку. Христианство следует рассматривать не только как религиозную, но и как нормативную систему. Оно само есть система норм и правил, является регулятором поведения, фактически действуя через тот же механизм, что и право. Христианство вобрало в себя один из древнейших юридических кодексов
· Ветхий Завет, нормы которого преодолев века, вошли практически в законы всех государств. Христианство может быть рассмотрено как метаправо, поскольку является прародителем многих современных правовых систем.
Мы почти не видим тех связей, которые соединяют наше современное право с христианством. Не видим, потому что не осознаем, а не осознаем во многом потому, что толком не знаем ни истории своего права, ни совей религии. Право и христианство имеют множество точек соприкосновения. Одни из них касаются внешней связи, другие
· внутренней.
Основная внешняя взаимосвязь проявляется в нормативности; и право и христианство определяют нормы поведения, обязательные для соблюдения. Христианские нормы обязательны для тех, кто добровольно принял христианство, правовые
· для всех, кто оказался в сфере действия права. Нормативность предполагает возможность нарушения, которое в христианстве именуется грехом, а в светском обществе
· правонарушением. Нарушения влекут определенные последствия в виде обязанности искупить вину: в христианстве
· это раскаяние и покаяние, в праве
· ответственность. И то и другое есть форма примирения сообщества с нарушителем. Правда, христианство и право расходятся в ситуации, когда нарушитель отказывается от искупления своей вины. По христианству сокрытый грех грозит судом и Божьей карой если не в этой жизни, то в ином
· посмертном мире. Светская юриспруденция такого последствия не предусматривает, более того, она допускает полное прощение вины в институте давности совершения большинства видов правонарушений. Это противоречие устраняется там, где религиозная ответственность совпадает с юридической, т.е. где правонарушение совершается христианином и представляет собой грех.

3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23


Группа: Монографии
Категория: Научные труды