К.В. Фатеев. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


К.В. Фатеев. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования




Методологическое значение определения национальных жизненно важных интересов и их защищенности в военной сфере состоит в том, что данный вопрос можно рассматривать в двух плоскостях:

· во-первых, с точки зрения используемых сил и средств обеспечения военной безопасности государства, например, созданная в результате крупномасштабной агрессии непосредственная военная угроза суверенитету и территориальной целостности России теоретически дает право государству применять для их защиты все имеющиеся в его распоряжении средства, вплоть до ядерного оружия (за исключением внутренних конфликтов);

· во-вторых, с точки зрения сопоставления национальных интересов России с интересами других государств теоретически появляется возможность определить расстановку сил методом выделения государств
· потенциальных союзников
· по совпадающим интересам, соперников
· по расходящимся, нейтральных
· по параллельным и противников
· по конфронтационным.
Основным условием применения военной силы для защиты названных интересов является наличие военной угрозы этим интересам, т. е. адекватность реакции.
3. Определение понятия «военная безопасность» должно отражать различные компоненты и структурные элементы этого понятия, которые влияют на ее обеспечение.
Существующие определения военной безопасности Российской Федерации должны быть дополнены следующими составляющими: а) военно-стратегическим компонентом глобального геополитического противоборства; б) указанием на состояние межгосударственной и внутригосударственной военно-политической обстановки; в) элементом внутренней и внешней безопасности государства.
Включение в определение военной безопасности Российской Федерации указанных составляющих дает возможность выстраивать систему правового регулирования режимов ее обеспечения с их учетом. Так, учет в определении военной безопасности военно-стратегического компонента глобального геополитического противоборства дает возможность государственному и военному руководству страны размещать с учетом интересов России и ее союзников военные базы за пределами территории Российской Федерации, арендовать военные объекты за рубежом, временно размещать там свои воинские контингенты. Учет состояния межгосударственной военно-политической обстановки позволяет использовать различные средства и методы обеспечения военной безопасности, например, режим экономических санкций, поставки вооружения и военной техники, обучение военных специалистов. Учет внутригосударственной обстановки, состояния внутренней безопасности, поддержания правопорядка и обеспечения общественной и личной безопасности граждан позволяет использовать правовые режимы чрезвычайного положения, контртеррористической операции, режим вынужденных переселенцев, эвакуации граждан и др.
4. Военная безопасность является родовым понятием по отношению к обороне, обороноспособности, индивидуальной самообороне и коллективной обороне, которые являются видовыми понятиями, и находится во взаимосвязи с пограничной безопасностью. Кроме того, оборона, индивидуальная самооборона и коллективная оборона являются способами обеспечения военной безопасности, а обороноспособность является качественной характеристикой обеспечения внутренней составляющей военной безопасности Российской Федерации.

77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97


Группа: Монографии
Категория: Научные труды